Выступление главного советника генерального директора ОАО «Ил» по науке Г.В. Новожилова на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России», состоявшемся 8 октября 2014 года.
Работа в Арктике практически невозможна без использования авиации. Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина имеет большой опыт в этом деле. Наш поршневой самолет Ил-14 и сегодня добрым словом вспоминают все полярники, Ил-18. Сегодня самолет Ил-76 в самых критических ситуациях, которые складываются на наших дрейфующих ледовых станциях, с воздуха оказывает поддержку. К сожалению, Артур Николаевич это отлично знает. Мы до сих пор не имеем самолета на колесно-лыжном шасси. Есть такой самолет турбовинтовой двухдвигательный Ил-114. Он серийно производился и выпускался на Ташкентском авиационно-производственном объединении им.Чкалова. Сейчас производство прекращено, но, тем не менее, вновь встает вопрос о том, чтобы этот самолет, который крайне необходим, в принципе, для обеспечения региональных перевозок на наших внутренних линиях, этот же самолет спроектирован нами и как самолет на лыжно-колесном шасси.
21 июля Владимир Владимирович был на заводе «Авиастар» в Самаре, где обсуждался вопрос о перезапуске этого самолета в серийное производство. Разговоры идут, но пока дело не движется. Я считаю, что было бы очень неплохо записать в решение нашего совещания, которое обсудило сегодня важнейшие вопросы развития Арктики, вопрос о необходимости перезапуска самолета Ил-114 в серийное производство и создание на его базе самолета с лыжно-колесном шасси. Он необходим как для освоения и работы в Арктике, так он крайне необходим и для работы в Антарктике.
Я позволю себе зачитать буквально несколько строчек из письма министра природных ресурсов и экологии. Это письмо от 9 февраля 2012 года: «Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктиде на период до 2020 года и более отдаленную перспективу утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года предусматривает создание летного исследовательского центра Арктики и Антарктики, оснащение его двумя самолетами Ил-76 ТД - это самолет с двигателем ПС-90 А-76 и тремя самолета Ил-114, 100 на лыжно-колесном шасси». На этом письме есть резолюция Президента. Прошу ускорить. Но пока, на мой взгляд, дело движется крайне медленно, поэтому я думаю, что если мы запишем это в документах нашего сегодняшнего совещания, то докажем пользу обеспечения развитии Арктики и использования в ней авиации, в частности, самолета Ил-114 на колесно-лыжном шасси.