Выступление первого заместителя генерального директора ОАО «Совкомфлот» Е.Н. Амбросова на заседании «Меркурий клуба» на тему: «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России», состоявшемся 8 октября 2014 года.
Уважаемые коллеги! Я готовился к выступлению, но постараюсь быть кратким и обозначу основные задачи, которые мы решаем сегодня в Арктике, и те вызовы и текущие проблемы, которые перед нами сегодня стоят.
Мы решаем достаточно обширную программу обеспечения круглогодичного вывоза грузов из арктических месторождений, арктических фуртов, в основном, это грузы углеводородов и задача эта практически решается, начиная с 2008 года, когда мы впервые поставили три судна арктического класса под вывоз грузов с проекта «Рандей» и по сегодняшний день эта задача решается достаточно успешно: вывезено больше 300 млн. тонн нефти из этого месторождения. При нашей самой тесной работе с Вячеславом Владимировичем Рукшей и с его возглавляемым предприятием, нам ни разу за эти шесть лет работы не пришлось воспользоваться ледоколом, потому что суда, которые были построены для этого месторождения, они с технической точки зрения позволяют работать без использования услуг ледокольного флота.
Такой же проект, но уже в более российском исполнении, т.е. суда строились на российском предприятии адмиралтейской верфи. Они начали свою реализацию в 2010 году и в этом году мы уже вывезли две партии нефти с этого месторождения. Месторождение развивается и надеемся, что в этом году нам предстоит еще перевести несколько партий нефти. Предыдущие две партии мы перевозили в порт Роттердам. Вместе с тем боролись с Гринписом, который сопротивлялся этой работе, но пока работаем успешно и без каких-либо особых проблем.
Следующие проекты, над развитием которых мы работаем, это «Ямал СПГ». При всем масштабе этого проекта нам пришлось столкнуться с достаточно большими проблемами, связанными с техническими концепциями и техническими решениями, которые необходимо использовать для развития транспортной составляющей этого проекта. Первое судно уже находится в строительстве: пилотный проект запущен и в середине 2016 года мы планируем получить это судно в эксплуатацию.
Вопрос по остальным судам решался через международный тендер, в котором участвовали несколько судовладельцев. Победили в этом тендеры: наша компания, компания «Тикей» канадского происхождения и японская компания. Строительство этих судов уже заказано и могу сказать, что одной из текущих проблем для нас представляется организация финансирования строительства этих судов. Учитывая санкции, которые были объявлены против участников этого проекта, и в связи с этим пытаемся решать эту проблему в контакте с нашими банками и другими иностранными банками.
Другой проект Новопортовское месторождение, в котором мы участвуем в строительстве трех судов для этого месторождения, для компании «Газпромнефть». В принципе, те же самые проблемы решаются и здесь: это технические решения и вопросы, связанные с финансированием этих проектов. Кроме этого, мы занимаемся развитием международного сотрудничества: участвуем в работе Арктического экономического совета. Планируем расширять наше сотрудничество в этом плане совместно с Торгово-промышленной палатой, компанией «Роснефть», которые также вошли в Арктический экономический совет. Спасибо за внимание.