По данным УК Clever Estate, объемы неплатежей в Москве и Московской области ежегодно возрастают в среднем на 15%. И эта динамика является очень устойчивой. 25% общего количества неплательщиков Москвы считаются злостными (накапливают долги по году и больше), 75% неплательщиков платят нерегулярно (задерживают оплату от месяца до трех). На фоне непрерывного роста стоимости ресурсов кризис неплатежей с течением времени будет усугубляться.
Об этом и о мерах по ресурсосбережению в объектах жилой и коммерческой недвижимости шла речь на Круглом столе, организованном УК Clever Estate рамках Деловой программы XIV Российского Форума RREF, прошедшего на прошлой неделе. В мероприятии принимали участие представители инвестиционно-управляющей компании NAI Becar, представители Группы компаний «Инсолар», а также, руководство Государственного казенного учреждения г.Москвы «Энергетика», являющегося координатором Государственной программы энергосбережения в г.Москве.
По данным исследований, проведенных УК Clever Estate, тарифы на электроэнергию в жилых многоквартирных домах Москвы с 2006 по 2014 год выросли в 2,5 раза (график №1), в Московской области – в 2,6 раз (график №2). Стоимость отопления в Москве с 2012 по 2014 г (с учетом ожидаемого повышения в ноябре 2014 г.) выросла в 4 раза (график №3).
«Если выбирать между мерами по энергосбережению и контролем за реальным объемом израсходованных ресурсов, - говорит заместитель генерального директора УК Clever Estate Вадим Кирюшкин, - то мы, как управляющая компания, голосуем за контроль. По нашим данным, которые в той или иной мере совпадают с замерами, сделанными различными организациями, зимой и в межсезонье теплопотеря в жилых домах и так называемый, «обогрев атмосферы», оплачиваемый потребителями, составляет от 25% до 50% и выше. Потребители должны оплачивать только тот объем ресурсов, который они реально используют. Понятно, что при нынешней системе добиться этого невозможно, но кое-какие шаги все же можно сделать. Первый – это жесткий аудит мест общего пользования с точки зрения корректного использования коммуникаций для домовых нужд. И второе – повсеместная установка индивидуальных приборов учета на все виды потребляемых ресурсов. Технически это выполнимо. Необходима инициатива со стороны города и государства».
«У нас, как у управляющей компании, был интересный кейс. Он не касается многоквартирного жилья, но интересен именно с точки зрения взаимоотношений потребителя и государства, - говорит Виктор Козин, исполнительный директор NAI Becar, - В одном из эксплуатируемых поселков житель поставил себе индивидуальный ветрогенератор, посредством которого дом снабжался электроэнергией в таком избытке, что житель мог бы обеспечивать ею весь поселок. Когда он обратился в организации, связанные с энергообеспечением, ему ответили, что он вполне может официально зарегистрировать свой ветрогенератор, как энергоснабжающую установку, и после уплаты всех налогов начать его эксплуатацию для всего поселка. Владелец же установки после подсчета суммы налогов, отказался от этой идеи. Это один из примеров того, что государство пока не готово стимулировать развитие таких технологий, пусть даже и на уровне местных «кулибиных».
«Как бы странно это ни звучало, интерес к энергосберегающим устройствам огромен, и они в нашей стране разрабатываются, и в частности, нами тоже, - говорит Дмитрий Стрелец, менеджер по развитию ГК «Инсолар», - они востребованы на разных объектах недвижимости, на автозаправочных станциях и автомойках, в складских, офисных и производственных помещениях, в медицинских учреждениях, гостиницах, кафе, барах, ресторанах и так далее. Нужны только хорошие производственные мощности, чтобы процесс внедрения таких устройств стал массовым».
Подвел итог Круглому столу Фролов И.А, генеральный директор ГКУ «Энергетика» г.Москвы. «Рост задолженности платежей перед ресурсоснабжающими организациями, - сказал он, - на мой взгляд, связан прежде всего, с тем, что нынешняя система их оплаты на сегодняшний день не отличается совершенством. В частности, например, потребители платят за тепло в течение всего года. С одной стороны, это удобно, так как, во-первых, зимой совокупная платежка не увеличивается в полтора раза. И во-вторых, ресурсоснабжающие организации, получая деньги потребителей летом, могут проводить на них профилактические и различные испытательные работы. С другой стороны, из-за такой системы, мы не получаем картины реально потребленных ресурсов каждым потребителем. А знать это надо, чтобы получить наибольший эффект от использования коммунальных услуг при меньшем количестве потребленных ресурсов. Мы понимаем, что цены на первичные носители будут расти, что бы мы не делали. У нас сейчас готовится постановление Правительства, определяющее методику организации эксплуатационных работ в многоквартирных домах. Поэтому, как участник Круглого стола, приглашаю всех делиться своими технологиями».