По оценкам специалистов УК Clever Estate, осенью 2014 года на тендеры по обслуживанию государственных объектов недвижимости стали активно выходить частные управляющие компании. Если до вступления в силу 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» доля частных рыночных управляющих компаний в гостендерах не превышала 2-5%, то по прошествии более девяти месяцев со времени вступления закона в силу, эта доля выросла до 10-15%.
С вступлением в силу ФЗ-44 формально была приостановлена практика выбора компании для обслуживания объекта государственной недвижимости исходя из максимально низкого ценового предложения. Теперь наряду с ценовым критерием равноправно выступают такие критерии, как качество обслуживания, опыт управляющей компании в обслуживании аналогичных объектов, длительность пребывания компании на рынке и так далее. При этом, каждому из них присваивается определенный «балльный» коэффициент, который в совокупности может превысить ценовой фактор.
«То, что цена перестала быть определяющей, мы видим на практике, участвуя в таких тендерах, - говорит Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate, - конечно, механизм еще не отлажен и бывает так, что ценовому фактору, условно говоря, присваивается 10 баллов из ста процентов возможных, а остальные 90 относят к «неценовым» показателям. Но такое соотношение, как правило, присутствует на «тяжелых» и невыгодных с точки зрения обслуживания объектах: ветхих, запущенных, или сильно удаленных. Чаще всего победа в гостендере теперь на 50% зависит от ценового предложения и на 50% - от качественных показателей. Но и это уже привлекло к участию в тендерах много частных управляющих компаний».
До вступления в силу ФЗ-44 пул организаций, участвовавших в тендерах по обслуживанию государственной недвижимости, на 50% состоял из компаний, так или иначе, афиллированных с госструктурами. Эти управляющие компании выросли из эксплуатационных служб гособъектов или были созданы специально под них. Вторые 50% составляли так называемые, компании-посредники. Их задачей было «задемпинговать» и таким образом выиграть любой тендер, а затем передать обслуживание компании-профессионалу. Нередко в роли профессионалов выступали и выступают частные управляющие компании, но такие контракты с рыночной точки зрения часто оказывались невыгодны и быстро расторгались.
По словам Сергея Крекова, ФЗ-44 активнее всего ударил по компаниям-посредникам, которые, как правило, не могут набрать необходимых баллов по качественным критериям.
«Поэтому, - говорит Сергей Креков, - сейчас в освобождающуюся нишу начали заходить управляющие компании, до недавнего времени работавшие только на рынке коммерческой недвижимости. И доля их участия в гостендерах подскочила до 15%. Не могу сказать, что это – 15% именно выигранных тендеров, нет. Пока такие компании выигрывают гостендеры нечасто, но их предложение сейчас активно вытесняет предложения традиционных участников. И думаю, что в 2015 году доля рыночных компаний в сфере обслуживания государственной недвижимости составит не менее 10%».