Изменения коснулись даже структуры надзора за рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам 1 сентября 2013 г. была преобразована в Службу Банка России по финансовым рынкам, но уже 3 марта 2014 г. упразднена, а ее полномочия переданы структурным подразделениям Банка России.
Сами микрофинансовые организации (МФО) в рамках саморегулируемых организаций, особенно крупные игроки рынка, провели колоссальную работу вместе с регулятором, подготовив нововведения, направленные на формирование прозрачного рынка. Среди одобренных на законодательном уровне предложений можно выделить введение понятия профессиональной кредитной деятельности, запрет на рекламу для компаний, не входящих в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также резервирование на финансовые потери по займам для МФО.
Одной из важнейших для рынка стала норма закона о потребительском кредитовании — об обязательной передаче микрофинансовыми организациями сведений о заемщиках в различные бюро кредитных историй. Обмен данными с БКИ происходит в режиме онлайн, поэтому время рассмотрения заявки на заем не увеличится и МФО не потеряют одного из своих ключевых преимуществ — скорости одобрения и выдачи микрозайма. От этого нововведения выигрывают и компании, и, в конечном итоге, заемщики. Микрофинансисты смогут формировать более стабильный кредитный портфель: чем больше данных о заемщиках, тем эффективнее оценка их платежеспособности, ниже риски просрочек платежей или невозврата займов. Обязательный обмен данными МФО с БКИ позволит избежать ситуации, когда заемщик берет займы в нескольких организациях, попадая в так называемую кредитную спираль. Перекредитование, возможно, и решает краткосрочные финансовые трудности, но в долгосрочной перспективе крайне пагубно для заемщика. Вместе с тем это не означает, что МФО перестанут выдавать займы. Однозначно снизится уровень одобрения заявок на заем для тех, кто зачастую неадекватно оценивает свои финансовые возможности. Но это только оздоровит кредитные истории заемщиков МФО, а также позволит более эффективно кредитовать ответственных заемщиков. В перспективе, в случае значительного снижения рисков, это может привести к снижению ставок по займам на рынке МФО.
Я полагаю, что все микрокредиторы, которые хотят продолжить работу на рынке небанковского кредитования, заключат договора с подобными бюро и перестроят свои бизнес-модели согласно новым требованиям. Этот процесс не очень обременителен в финансовом плане, но эффективность показывает в кратчайшие сроки.
Особняком стоит свежая инициатива ЦБ — инструкция 151-И о проверке МФО регулирующими органами. В числе некоторых других эта норма свидетельствует о стремлении ЦБ внедрить единообразное регулирование правоотношений между заемщиком и кредитором вне зависимости от типа последнего. Поэтому инструкция 151-И очень схожа с 105-И, по которой производятся проверки в банках. Существенное различие в том, что ЦБ не определил частоту проверок МФО. Но поскольку МФО примерно в шесть раз больше, чем банков, проверять микрофинансистов чаще, чем банки, ЦБ не сможет. В документе также сказано, что регулятор может делегировать проверки, в том числе саморегулируемым организациям (СРО). Это важный нюанс, который, с одной стороны, разгрузит подразделения ЦБ, а с другой, значительно прибавит полномочий и, соответственно, значимости СРО.
Существенное влияние на рынок микрозаймов оказал закон о потребительском кредитовании, большинство норм которого действует с 1 июля текущего года. В числе прочего он описывает требования к содержанию и оформлению договора займа. Но наибольшие вопросы у кредиторов вызвали положения о формуле расчета полной стоимости займа (ПСЗ), а также ограничение ставок по потребительским кредитам.
Применявшаяся до 1 сентября формула расчета ПСЗ была эффективна для банковского сектора, где кредиты, как правило, выдаются на год и более. В результате степенной функции, заложенной в формулу, при сокращении срока кредита процентная ставка значительно увеличивалась и могла составлять тысячи, а иногда десятки тысяч процентов. Финансисты и рыночные эксперты практически в один голос заявляли, что степенная функция при займах и кредитах на срок менее года не имеет практического смысла. Основные игроки рынка микрофинансирования неоднократно высказывали мнение о том, что регулирующие нормативы должны способствовать повышению его прозрачности, делать микрофинансовые продукты простыми и понятными для заемщиков. Эти голоса были услышаны представителями Банка России и законодателями. C 1 сентября введена новая формула расчета полной стоимости займа, которая не приводит к искажениям ставки для кредитов и займов на малые сроки и суммы, так как в ней отсутствует степенная функция — нет мультипликации процентов. Если заемщик не уплачивает кредитору ничего, кроме процентов, величина ПСЗ должна соответствовать договорной ставке.
Тем не менее регулирование рынка не завершено. Крупнейшие МФО в рамках саморегулируемой организации «МиР» предлагают ряд дополнительных инициатив, среди которых: требования к минимальному уставному капиталу МФО, обязательный аудит со стороны профессиональных участников соответствующего рынка, обязательное участие в СРО, а также непременное рейтингование в российских рейтинговых агентствах, получивших аккредитацию в Министерстве финансов.
Есть основания полагать, что уже принятые и предлагаемые правовые нормы позволят в кратчайшие сроки сократить число полулегальных ростовщических контор и недобросовестных игроков рынка микрозаймов. А прозрачные и законопослушные компании смогут реализовать потенциал роста, повысить эффективность оценки платежеспособности заемщиков, сформировать более стабильный кредитный портфель и показать бóльшую прибыльность, что позволит привлечь в отрасль новые инвестиции.
Автор: Лора Файнзильберг - генеральный директор, председатель правления МФО «Мигкредит»
Источник: «Ведомости»