Екатерина Рашникова, заместитель председателя Комитета по иностранным инвестициям и работе с инвесторами НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» о сверхопциях как конкурентном преимуществе для бизнес-центров.
При сегодняшнем уровне конкуренции на рынке офисной недвижимости Москвы значимыми факторами для арендаторов становятся не только цена и локация. Спектр факторов, на который обращено внимание арендаторов, вырос в разы. Поэтому становится важной проработка всех деталей объекта, которые обеспечивают комфорт арендаторам, а также привлекают внимание потенциальных клиентов на этапе арендной кампании. Совокупность этих факторов, за счет которых бизнес-центр может выделиться среди конкурентов, можно назвать сверхопциями.
К сверхопциям можно отнести как опции в прямом в смысле слова: это расширенный спектр услуг, предоставляемый управляющей компанией бизнес-центра (доставка продуктов питания, заказ такси и т.д.) и наличие инфраструктурных объектов (химчистка, детская комната, конференц-зал, организация точки питания, лобби, гостевая и велосипедная парковка, рекреационные пространства и пр.), так и другие характеристики бизнес-центра, не свойственные большинству объектов и являющиеся поэтому конкурентными преимуществами. Например, к таким факторам можно отнести необычную, оригинальную архитектуру здания бизнес-центра. Это является преимуществом при маркетинговой кампании, поскольку привлекает дополнительное внимание. А также архитектура здания, безусловно, является одним из основополагающих факторов для получения объектом статуса знакового. Так, наиболее ярким примером в этом смысле является Москва-Сити, который уже стал одной из визитных карточек нашей столицы.
Важным аспектом является не только внешний вид здания, но и его внутреннее наполнение. Речь идет об отделке мест общего пользования, а также качественных улучшениях, таких как высокие потолки, улучшенное освещение и пр.
Одной из наиболее часто поднимаемых тем последних лет является «зеленое» строительство, и это также становится важным для арендаторов, особенно для иностранных компаний. Пока это не очень распространено в России, однако постепенное продвижение мы видим – точечные бизнес-центры с «зеленым» сертификатом появляются на рынке все чаще.
Разумеется, это не полный перечень того, что можно причислить к сверхопциям. Здесь все зависит от изобретательности девелопера. Так или иначе, существующая конъюнктура рынка неизбежно ведет к тому, что девелоперы обязаны глубоко прорабатывать все аспекты своего объекта, а не ограничиваться ценовой конкуренцией или «брать» своей локацией.