6 августа 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ о запрете импорта отдельных видов продуктов питания и продовольственного сырья из стран, принявших решение о вводе экономических санкций в отношении РФ. Буквально на следующий день во многих отечественных СМИ и блогах появилась информация об исчезновении продуктов с полок российских магазинов, причем зачастую подкрепленная фотографиями пустых полок. Однако при более детальном изучении ситуации выяснилось, что во многих магазинах... попросту вышли из строя холодильники.
Политический подтекст заставил широкую общественность обратить внимание на проблему, которая хорошо известна специалистам. «Летом с приходом жаркой погоды повышается нагрузка на узлы и агрегаты, а также на электрические части торгового холодильного оборудования», — комментирует Сергей Овечкин, начальник сервисной службы компании «Олекс холдинг» . Первым, как правило, страдает продуктовый ритейл. Ведь если даже на короткое время выйдет из строя холодильная установка в супермаркете, то порчи продуктов питания не миновать. Именно поэтому при поломке оборудования администраторам магазинов приходится опустошать торговые залы, теряя продажи, вызывая недовольство клиентов, а в последние дни — даже некоторую социальную напряженность.
Избежать проблем поможет соблюдение комплекса технических рекомендаций по эксплуатации оборудования магазина. Необходимо принимать в расчет два ключевых фактора.
Во-первых, дополнительный нагрев помещения за счет тепла, выделяемого холодильным оборудованием. В жару превышение температуры может стать критичным, если отсутствует вентиляция или не работают кондиционеры. «В торговом зале обязательно должна быть естественная или искусственная вентиляция. Если достичь требуемого режима охлаждения не получается, то техника работает на износ и часто выходит из строя», — говорит Владимир Буевич, заместитель генерального директора ЗАО «Монтажхладосервис».
Во-вторых, важно оптимизировать режимы работы оборудования таким образом, чтобы различные системы не производили противоположный эффект, снижая эффективность друг друга. «Решением является система непрерывного мониторинга и динамической оптимизации режимов работы комплекса оборудования. Это позволит автоматически корректировать его работу в реальном времени», — объясняет Максим Высоцкий, руководитель направления «Торговый холод» компании Danfoss, ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Для диспетчеризации холодильного оборудования специалистами компании была разработана система Adap Kool, которая следит за сохранностью продуктов, контролирует энергопотребление магазина, повышает отказоустойчивость оборудования и позволяет добиться существенной экономии электроэнергии. Данные мониторинга обрабатываются как локально, на основе предварительно запрограммированных технических условий, так и дистанционно. В частности, российским ритейлерам доступен сегодня онлайн-сервис Retail Care, запущенный уже более 10 лет назад. Система анализирует поступающие с объекта данные и готовит рекомендации по оптимизации режима работы оборудования.
Модули системы мониторинга не только собирают данные, но также управляют компрессорами и вентиляторами, их производительностью в зависимости от температурных условий, при необходимости сигнализируя о возможных проблемах.
«На долю холодильного оборудования приходится порядка 40% всей потребляемой магазином электроэнергии. Контроль температурных режимов и настроек позволяет более рационально использовать имеющиеся мощности и оперативно реагировать на возникновение нештатных ситуаций. Это приносит сокращение энергопотребления холодильного оборудования на 10-15%», — говорит Андрей Будков, руководитель сектора внедрения, службы повышения эффективности, департамента по эксплуатации компании ЗАО «Тандер» (владелец розничной сети «Магнит»).