1. Сущность цены
Цена - это то количество денег (товаров, услуг), за которые продавец намерен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Так звучит базовое и типичное определение цены как экономической категории. Однако, исходя из тенденций изменения пропорций между теоретическими и практическими вопросами в пользу практики, следует выделить и современные определения “цены”.
Большая часть современных экономистов склоняются к разным трактовкам термина “цена”:
Цена — это некая форма выражения ценности определённых благ, которая проявляется в процессе их обмена.
Форма, через которую выражается ценность, может быть разной и не лишь денежной, но и натуральной, и процентной и т.п. Главный момент в ценообразование это, прежде всего вопрос обмена.
Применительно к товарному рынку нередко используется следующая формулировка: цена есть денежное выражение стоимости.
В силу того, что теоретические споры по поводу терминологии цены дошли до предела, то можно дать и более упрощённую формулировку, согласно которой цена — это, то количество денег (товаров, услуг), за которые продавец намерен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Конечно же, можно бесконечно давать разные определения и оставаться при своих мнениях. Но лучше всего разобраться в истинной сущности данного термина можно лишь проанализировав его функции.
2. Функции цен
Функции цен – это наиболее основные свойства, объективно присущие категории «цена»
Самой распространенной в экономической литературе является такая точка зрения, в которой у цены 4 функции:
╬ учетная
╬ перераспределительная
╬ стимулирующая
╬ функция балансирования спроса и предложения.
Учетная функция сопоставляет разные блага, которые не сравнить по разным потребительским характеристикам. Лишь в ценностном определении можно выразить макроэкономические и отраслевые показатели конкретной фирмы и компании.
Перераспределительная функция цены подразумевает использования вновь созданного общественного продукта между разными сферами общества – экономическими, социальными, политическими и духовными.
Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы грамотно сдерживать воздействие цен на разные сферы воспроизводства. К примеру, для того, чтобы максимально стимулировать производство, государство должно снять все лимиты по ценам, которые сдерживали рост прибыли производителя.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, чтобы искать конкретный уровень цен, при котором значения спроса и предложения становятся оптимальными друг для друга.
3. Виды цен
1) Цены внешнеторговые — цены, по которым, обычно формируются поставки продукции из-за рубежа и наоборот (поставка отечественных товаров за границу). Формирование цен данной группы, так или иначе, влияют на внешнеэкономическую деятельность любого государство.
2) Цены экспортные — цены, посредством которых происходят продажи отечественных товаров на мировой рынок.
3) Цены импортные — цены, посредством которых происходят покупки товаров из-за рубежа.