Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Финансовая грамотность молодежи: формирование массового инвестора в современных реалиях». По мнению участников конференции, для повышения финансовой грамотности населения в первую очередь необходимо работать с детьми, и включить соответствующий курс в школьную программу. Кроме того, в этом процессе должно участвовать не только государство и общественные организации, но и бизнес, и СМИ.
Примером заинтересованности бизнеса в повышении финансовой грамотности населения стал выездной лагерь для подростков «Молодежная республика: финансовое просвещение – основа формирования массового инвестора», спонсором которого выступил инвестиционный холдинг «Финам». «Молодежная республика» - один из лучших примеров системной работы с молодежью в направлении финансового просвещения, поэтому мы приняли решение поддержать данный проект, говорит начальник управления финграмотности и взаимодействия с институтами гражданского общества ЦБ РФ Александр Коланьков. В целом, для повышения финансовой грамотности молодежи, по мнению эксперта, необходимо предпринять ряд мер: «Во-первых, понять систему мотивации; во-вторых, разработать программу подготовки преподавателей и волонтеров; в-третьих, разработать и внедрить стандартную программу повышения финансовой грамотности в рамках школьной и ВУЗовской программы; в-четвертых, реализовывать неформальные проекты в данной области силами региональных администраций».
Прививать финансовую грамотность детям нужно с момента получения ими первых карманных денег, и делать это должны, прежде всего, родители, считает ректор учебного центра «Финам» Алексей Соколов. По словам управляющего директора ГК «Алор» Сергея Хестанова, в идеале должно быть несколько программ по финансовой грамотности для людей разных возрастов, и первая из них должна быть рассчитана на детей начальной школы, вторая для выпускных классов, третья для взрослых: «При серьезном подходе без введения финграмоты в школьную программу не обойтись».
Дети, которые сейчас изучают основы финансовой грамотности, будут формировать будущую действительность, отмечает директор НП «Школа бизнес-тренингов для молодёжи» Ольга Крылова: «Они будут влиять на текущую ситуацию в экономической сфере и видоизменять её. Не исключено, что нынешний подросток через несколько лет может стать министром финансов или новым Рокфеллером».
Однако в связи с перегруженностью школьных программ финансовую грамотность нескоро включат в учебные планы обязательных предметов, уверена заместитель генерального директора по научной работе Института фондового рынка и управления Лилия Пилюгина: «В качестве немедленных мер возможно встраивание финансовых вопросов в качестве иллюстрирующих материалов к смежным предметам и использование факультативных курсов». Кроме того, решение проблемы повышения финансовой грамотности возможно лишь путем совместных усилий государства, образовательных учреждений, общественных и частных организаций, самих подростков и их родителей, добавляет эксперт: «Большие возможности, на мой взгляд, у СМИ. Размещение обучающих, предостерегающих материалов в сети интернет, роликов на телевидении дают впечатляющий эффект».
Ведущую роль в финансовом образовании играет государство, но бизнес тоже заинтересован в формировании грамотного потребителя финансовых услуг, подытоживает руководитель банковской секции Общероссийской общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Михаил Беляев: «Финансовое образование одновременно направлено на формирование ответственного подхода к любым денежным операциям, понимание того, что финансовая сфера не только способна принести доход, но и сопряжена с рисками потери денег».