Вступила в силу инструкция Центробанка 151-И, которая определяет порядок проведения проверок микрофинансовых организаций (МФО). В соответствии с ней у МФО могут запросить широкий круг сведений — вплоть до электронных баз данных и записей видеонаблюдения. Проверки, согласно документу, который изучили «Известия», могут проводиться как с предварительным уведомлением микрофинансистов, так и без. Новые правила ускорят темпы ликвидации МФО: к концу года число участников рынка может сократиться с 4 тыс. до 2 тыс.
Проверки МФО будут проводить служащие Центробанка — на основании поручения, выданного мегарегулятором. В этом документе будут зафиксированы персональный состав уполномоченных представителей, а также сроки проведения проверки. Причем проверяемый период и конкретные вопросы к МФО представители регулятора будут определять самостоятельно. Также Банк России может поручить проведение проверок МФО аудиторам, актуариям или саморегулируемым организациям (СРО). Периодичность проверок в инструкции не указана и будет определяться «из надзорной необходимости», в том числе с учетом финансового состояния, подверженности рискам, достоверности отчетности, а также результатов прошлых мероприятий. Согласно инструкции, регулятор вправе проводить проверки МФО как c предварительным уведомлением компании, так и без него.
В ходе проверки будут оценивать соблюдение МФО законодательства и нормативных актов ЦБ, достоверность отчетности, достаточность капитала, чистых активов, соблюдение нормативов, качество управления организации (включая организацию управления рисками и внутреннего контроля), финансовую устойчивость, платежеспособность и перспективы деятельности. Также проверяющие будут выявлять действия, угрожающие правам и законным интересам клиентов МФО. Проверяющие могут запросить у МФО всю необходимую информацию за проверяемый период, в том числе учредительные документы, материалы службы внутреннего контроля, бухгалтерскую, статистическую и финансовую отчетность, сведения о выполнении антиотмывочного законодательства. Кроме того, проверяющие могут запросить у МФО доступ к электронным базам данных, расшифровку таких баз, а также записи видеонаблюдения.
Руководитель МФО и ее работники должны всячески оказывать содействие представителям ЦБ, в частности обеспечить беспрепятственный доступ рабочей группы в помещения организации, предоставить им рабочие места в отдельном служебном помещении. Акт проверки является документом для служебного пользования. Проверенная организация не имеет права раскрывать содержание акта проверки никому, кроме аудиторов. Один экземпляр акта будет направляться в СРО, членом которой является проверенная организация.
Как рассказал «Известиям» директор СРО НП «Мир» (членами этой саморегулируемой организации являются 50 МФО) Андрей Паранич, до создания единого мегарегулятора проверками МФО в полном объеме занималась Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), поглощенная ЦБ: в организацию приходили сотрудники ФСФР, они смотрели документы и на основании выявленных фактов принимали какие-либо решения.
— Теперь же надзор разделился на две части, — говорит Паранич. — Первая часть — проверка документов, которую осуществляет инспекция Центрального банка на основании поручения профильного подразделения. Таким образом, всеми проверками абсолютно всех финансовых учреждений занимается одна и та же инспекция. У нее нет четко выраженной специализации — она может проверять и банки, и страховые компании, и МФО. Сама инспекция не оценивает результаты проверки, а передает их тому подразделению, которое давало поручение на проверку. Вторая часть проверки — принятие решения о необходимости вынесения тех или иных предписаний — выполняется профильным подразделением, отвечающим за регулирование того или иного рынка. Таким образом, произошла унификация проверок по всем направлениям финансовых рынков. Поскольку проверками занимается одно и то же подразделение, то и порядок проведения проверок будет похож, будь это банк, МФО или другой участник рынка.
Многие микрофинансисты пока опасаются комментировать новую инструкцию ЦБ. Например, от комментариев отказались в компаниях «Домашние деньги» и «Финотдел».
По словам гендиректора компании «Мигкредит» Лоры Файнзильберг, проверки ЦБ могут проходить реже, а могут и чаще. Однако, учитывая тот факт, что количество МФО превышает количество банков примерно в шесть раз, проверять микрофинансистов ЦБ сможет не чаще чем банки, считает собеседница.
По словам Паранича, исключение МФО из госреестра микрофинансовых организаций (аналог отзыва лицензии у банка), как правило, происходит потому, что компания отсутствует по указанному адресу или не сдала отчетность. Наиболее частое нарушение — непредставление отчетности о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Также встречается несоблюдение нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов; нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.