Вопросы информационного взаимодействия СРО и регулятора неизменно находятся в фокусе внимания саморегулируемого сообщества строительной отрасли. Взаимоотношения надзорного органа с поднадзорными организациями менялись в диапазоне от очевидного противостояния до совместных поисков методов и механизмов эффективного сотрудничества. Однако до сих пор единый подход не выработан, и остаются задачи, которые предстоит решить.
На сегодняшний день, по признанию самих СРО и Национальных объединений саморегулируемых организаций, существует достаточно серьезная проблема, связанная с обменом документами между СРО и Ростехнадзором. Сложности возникли в связи тем, что приказы Ростехнадхора №43 и №57, регламентирующие форму подаваемых СРО документов, на текущий момент уже недействительны. Соответственно, использование указанных в приказах форм стало необязательным. В свою очередь, отсутствие утвержденных форм отчетности и регламента их подачи в органы надзора приводит к потенциальной возможности ненадлежащего учета и обработки информации со стороны Ростехнадзора. Более того, возникают дополнительные трудности при составлении документов. При этом недобросовестные саморегулируемые организации получают возможность скрыть ту или иную информацию или подать заявленные документы в неполном объёме.
В частности, на сегодняшний день существуют значительные расхождения между формой реестра членов СРО и требованиями по раскрытию информации, которые установлены действующим законодательством. Так, в форме Ростехнадзора не учтены следующие пункты: регистрационный номер члена СРО, дата его регистрации в реестре; ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, дата государственной регистрации физического лица в качестве ИП, место фактического осуществления деятельности (для ИП); сокращенное наименование, дата госрегистрации юридического лица, ФИО лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица; сведения о соответствии члена СРО условиям членства в СРО, предусмотренным законодательством РФ и внутренними документами СРО; сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта); сведения о результатах проведенных СРО проверок члена СРО и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий; иные предусмотренные саморегулируемой организацией сведения.
Безусловно, существует потребность в организации эффективного взаимодействия СРО с органами надзора. Профессиональное сообщество рассматривает в качестве оптимального варианта – электронное взаимодействие. Для его реализации в первую очередь необходимо разработать унифицированные формы документов, подаваемых в органы надзора. Кроме того, требуется определить и закрепить состав и объем сведений в подаваемых документах. Для реализации указанных мер следует подготовить и внести целевые изменения в законодательные акты. Так, необходимо закрепить возможность подавать сведения и документы в орган надзора только в электронном виде, исключив из документооборота бумажные носители.
Стоит отметить, что на сегодняшний день профильные рабочие группы уже ведут работу по формированию предложений по единому формату электронных форм, порядку подачи и регламенту взаимодействия СРО с Ростехнадзором.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Введение унифицированных правил информационного взаимодействия СРО с органами надзора, единых форм, а также переход на электронный документооборот способны оказать существенное влияние в плане оптимизации работы и даже сокращения расходов саморегулируемых организаций. Кроме того, существует момент, связанный с исполнением требований законодательства, который пока что не решен. Можно надеяться, что в ближайшее время усилиями профессионального сообщества будут сформулированы практические предложения по выходу из сложившейся ситуации».