Покупатели жилья хотят комфортную квартиру с удобной планировкой, в перспективном районе и за разумную цену.
По оценкам специалистов компании «БЕСТ-Новострой», определяющим фактором при выборе жилья в массовом сегменте по-прежнему остается цена, поскольку покупатели квартир эконом- и комфорт-класса, как правило, располагают ограниченным бюджетом. В то же время специалисты компании отмечают, что значимость и этого базового критерия за последние несколько лет претерпела изменения. Так, если раньше бюджет покупки не просто играл главную роль, а на голову опережал остальные факторы при выборе новой квартиры, то сейчас приоритет стоимости жилья несколько снизился. Значение же других критериев, напротив, возросло, особенно удобство планировок и площадь квартиры.
Главенствующим фактором при выборе жилья специалисты отдела продаж компании «БЕСТ-Новострой» единодушно называют соотношение цены/площади квартиры: люди предпочитают хорошее по качеству, но при этом максимально «комфортное» по цене предложение, при этом большое значение имеют удобная планировка и тип дома.
«Однако покупатели иногда забывают, что стоимость квадратного метра формируется из множества различных факторов. Цену 1 кв. метра определяет местоположение и конструктив дома, удаленность его от центра, расстояние до метро, размер общей и жилой площади. Также учитывается изолированность или смежность комнат, расположение окон, наличие лоджии/балкона, внешний вид дома, наличие автостоянки, благоустройство придомовой территории и т. д. При наличии всех этих факторов и цена будет соответствующей. Поэтому, выбирая новостройку с наиболее доступной ценой, покупатель должен быть готов «пожертвовать» каким-то из этих факторов», – комментирует Ирина Доброхотова, Председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой».
За первым критерием практически без отрыва следует второй – транспортная доступность (метро/удобная транспортная развязка/маршруты общественного транспорта/железнодорожная станция). Впрочем, если выбранная квартира соответствует первому требованию – соотношению «цена/качество», то покупателей чаще всего не останавливает отсутствие метро вблизи выбранного объекта. Однако перспектива открытия поблизости станции подземки или «легкого» метро в ближайшие три-пять лет значительно укрепляет намерения приобрести квартиру именно здесь.
Третьим фактором является наличие сложившейся инфраструктуры или понятных, определенных перспектив ее развития. Согласно исследованиям, для покупателей самые важные объекты инфраструктуры – это не фитнес/банк/ресторан, а детский сад, школа, поликлиника, а также наличие супермаркета и удобного паркинга (или возможности приобретения машино-места).
На четвертом месте покупательских предпочтений – близость к месту работы или учебы детей. Более значимым здесь все же является возможность устроить детей в школу поближе к дому, то есть четвертый фактор довольно тесно переплетается с третьим.
Замыкает пятерку основных требований к будущему дому возможность приобрести квартиру посредством ипотечного кредитования, а также наличие других схем оплаты: рассрочка, субсидии. По мнению экспертов «БЕСТ-Новострой», возможность рассрочки или наличие привлекательных ипотечных программ не только существенно влияет на принятие решения в пользу того или иного объекта, но зачастую даже снижает значимость самого главного критерия – «соотношение цены и качества». Если квартира соответствует большинству требований, но имеет высокую для покупателя цену, возможность купить ее в рассрочку, с помощью ипотеки или жилищных субсидий в ряде случае может сыграть решающую роль.
«Учитывая, что в Московском регионе большинство объектов массового сегмента строится за МКАД, то вполне естественно, что практически ни один из них не отвечает сразу всем пяти основным критериям. Один объект не может похвастаться транспортной доступностью и даже отдаленными перспективами ее развития, в другом при хорошей доступности и наличии инфраструктуры – слишком высокая цена. В этом случае к ряду базовых факторов добавляются и другие, достаточно веские аргументы в пользу покупки того или иного объекта. К таким, например, относятся, репутация и надежность застройщика, хорошая экология и/или наличие квартир с отделкой, и так далее», – поясняет Ирина Доброхотова.
Кстати, для покупателей жилья более дорогих сегментов – бизнес- и элитного класса –соотношение цены и качества жилья также является одним из приоритетных, но далеко не самым главным фактором. В данном сегменте важную роль играет престижность района, его экология и транспортная доступность (но уже не метро, а автомобильная). Кроме того, для состоятельных покупателей высокобюджетной недвижимости немаловажным критерием является… мода на тот или иной район или направление.