17.07.2014 20:53
Новости.
Просмотров всего: 11741; сегодня: 3.

В массовой профессии можно стать штучным специалистом…

Этим летом в третий раз начинается набор в бесплатную магистратуру НИУ ВШЭ для учителей словесности. Первые два года работы магистратуры «Филологическая герменевтика школьной словесности» показали: к нам приходят очень интересные люди, испытывающие «голод» по яркой профессиональной среде. Это учителя (и не только учителя словесности – есть у нас и учителя начальной школы, музыки, и даже завлит детского театрального коллектива), преподаватели филологических вузов, редакторы СМИ и издательств, работающих на образование, библиотекари. Магистратурой заинтересовались не только москвичи, но и иногородние коллеги, и даже наши соотечественники, живущие за рубежом, например, учителя-словесники из Вашингтона. Их обучение вполне возможно – магистратура очно-заочная.

Учебная программа магистратуры не похожа на привычные программы филологических факультетов. Что же в ней необычного? Она решает нестандартные задачи, актуальные для сегодняшнего образования. Интернет-эпоха меняет мышление человека и общества, меняются и представления о том, каким должно быть образование. Традиционно наше образование монологично и репродуктивно: учитель транслирует ученику знания – тот должен их воспринять и воспроизвести. Эта черта образования складывалась столетиями. В Средние века ученики и студенты дословно заучивали определения, не понимая их смысла. Так было еще во времена Ломоносова. Так бывает и сегодня. Очевидно, что образование должно стать интерактивным.

Наше образование линейно: оно ведет ученика от параграфа к параграфу, в условной логике автора курса. При этом лакуны и не проясненные места остаются всегда. Интернет же учит воспринимать мир как гипертекст. Поэтому так остро встает сегодня проблема самообразования – осознанного заполнения лакун. Но самообразованию тоже нужно учить. Это способен делать только постоянно растущий учитель.

Чтобы воспитать в учениках самостоятельность мысли, нужно не бояться ставить перед ними вопросы, не имеющие однозначного решения, или вопросы, ответ на которые учителю заранее не известен. Для такой манеры преподавания нужна не только отвага. Нужен достаточно высокий профессионализм, нужно, чтобы сам учитель имел вкус к исследованию.

Все это учитывает программа нашей магистратуры: кроме курсов, развивающих языковое чувство, читательскую и исследовательскую интуицию (Языковая стилистика литературного произведения, Элементы стиховедения, Техники анализа и интерпретаций в различных школах литературоведения и др.), в программе предусмотрен ряд дисциплин, помогающих воспринимать произведение в контексте — художественном, историческом, политическом (Литература и политическая и социальная история, Литература и история европейской философии, Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах, Литература в ряду других искусств, Русская словесность на фоне европейской и др.). Все курсы выстроены вокруг научно-исследовательского семинара. Сделано это для того, чтобы магистранты были не только слушателями, но и исследователями, чтобы они и подключались к разнообразным научно-исследовательским проектам (и даже инициировали их), и умели руководить исследованиями собственных учеников. Благодаря системообразующей роли научно-исследовательского семинара наша программа в настоящий момент не имеет аналогов и оказывается вне конкуренции.

Подведем итог: магистратура «Филологическая герменевтика школьной словесности» готовит штучных специалистов – исследователей и экспертов в области филологического образования. Коллеги, приходите! Мы ждем вас.

Абелюк Евгения Семеновна, руководитель магистерской программы, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, учитель Лицея №1525 «Воробьевы горы».


Ньюсмейкер: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики — 61 публикация
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...