Расширение границ платной парковки в Москве – стимул для роста спроса на децентрализованные офисы.
С недавних пор в столичном правительстве все активнее обсуждается возможность расширения границ платной парковки в Москве в пределах Третьего транспортного кольца. Как следствие этой инициативы – дефицит парковочных мест в БЦ в пределах ТТК и децентрализация офисного рынка столицы.
Особенности проектирования, требования, предъявляемые к парковкам в БЦ за МКАД. и условия предоставления парковочных мест арендаторам стимулируют процесс децентрализации столичных офисов. Условия предоставления мест во входящем в состав бизнес-центра паркинге – наиболее актуальный вопрос при аренде заМКАДных офисов.
Спрос и необходимость наличия организованной парковки объясняется не только удаленностью БЦ от центра города и станций метрополитена, но и загруженностью бизнес-кварталов Москвы и невозможностью оставить автомобиль в рамках стихийной парковки. «Хорошо обустроенный и грамотно-спланированный паркинг может стать значительным преимуществом при выборе компанией-арендатором нового офиса. Кроме того, на предпочтение арендаторов влияет и заявленный коэффициент парковочных мест, который в заМКАДных офисах, как правило, в два раза выше, чем в БЦ, расположенных в пределах Садового кольца», - комментирует Ирина Харченко, генеральный директор компании «Высота», девелопер проекта БЦ «Aero City» в подмосковных Химках.
Так, парковочный коэффициент в БЦ класса А в соответствии с Классификацией офисных зданий, разработанной Московским Исследовательским Форумом в 2007 г. для офисных центров класса А, в зависимости от расположения должен составлять не менее 1/100 – внутри СК, 1/80 - внутри ТТК, 1/60 – в пределах МКАД и 1/30 – 1/40 – за пределами МКАД и далее в область.
«На практике же парковочный коэффициент в офисных центрах за МКАД часто составляет 1/60. Поэтому наличие удобной и вместительной парковки становится одним из очевидных конкурентных преимуществ для арендаторов децентрализованных офисов», - уточняет Ирина Харченко.
Соблюдение данного показателя при строительстве удаленных бизнес-центров класса А гарантирует арендаторам возможность оставить машину на прилегающей территории или в подземном паркинге. Ставки аренды парковочных мест при этом в два раза ниже, чем в офисных центрах в пределах Садового кольца. Лимит машино-мест арендаторам устанавливается в соответствии с парковочным коэффициентом вне зависимости от расположения бизнес-центра. Дополнительные места на парковке могут быть выделены арендатору после проведения переговоров с собственником или управляющей компанией офисного центра, результат зависит, в первую очередь, от загруженности паркинга.
Ирина Харченко отмечает, что подземный паркинг всегда отапливается и чаще всего используется для размещения автомобилей руководства компаний-арендаторов. «Важно, что обязательным является соблюдение величины парковочного коэффициента, в то время как подземный паркинг может и вовсе отсутствовать в составе офисного центра класса А», - говорит эксперт.
По данным аналитиков компании «Высота», стоимость аренды одного машино-места в наземном паркинге БЦ «Aero City» составляет $70-150 в месяц. Машино-место в подземном паркинге обойдется арендатору в $250-300 в месяц без учета НДС.