При общем спаде на рынке ритейла сегмент общепита показывает хорошие темпы роста. Ресторанные сети расширяют свое присутствие в Москве и активно осваивают Подмосковье. Московская область, сопоставимая с Москвой по уровню потребительской активности, привлекает рестораторов меньшим уровнем конкуренции и более низкими ставками аренды. О подмосковном рынке помещений для общепита рассказывают специалисты «Миэль-Коммерческая недвижимость».
Рынок торговой недвижимости Подмосковья очень активно развивался в последнее десятилетие (за исключением кризисного и посткризисного периодов). Первоначально наибольшая активность наблюдалась в городах и на крупных трассах в зоне ближнего Подмосковья . В Химках, Мытищах, Балашихе появились крупные торговые комплексы. Затем началось освоение дальнего Подмосковья: торговые центры современного поколения начали открываться в Серпухове, Чехове, Дубне, Коломне, где обеспеченность торговыми площадями сегодня являются высокой.
Вместе с этим среднее Подмосковье остается наименее обеспеченным с точки зрения торговой недвижимости и одновременно наиболее привлекательным для девелоперов.
Стрит-ритейл
Примечательно, что стоимость нежилых помещений в жилых домах, пригодных для открытия предприятий общепита, зависит не столько от удаленности района от Москвы, сколько от расположения внутри города. Ключевыми факторами, влияющими на ставку аренды, являются интенсивность пешеходного и автомобильного трафика и состояние дома. По аналогии с Москвой, наиболее дорогими являются торговые помещения, расположенные на первой линии домов (либо на крупной трассе) в новом жилом фонде.
«Так, помещения формата стрит-ритейл в качественном жилом фонде, в местах с хорошим расположением и высоким пешеходным трафиком в крупных городах ближнего Подмосковья предлагаются в аренду по ставкам от 1200-1500 руб./кв. м/месяц, – приводит пример Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». – Минимальные ставки характерны для площадей низкого качества, расположенных в старых домах и на окраинах. Ставки аренды на них колеблются в пределах 750-1000 руб./кв. м/месяц».
При этом ставки аренды на помещения стрит-ритейла в некоторых городах среднего Подмосковья даже опережают аналогичные показатели городов ближнего Подмосковья. В качестве примера можно привести Подольск, стоимость аренды торгового помещения в котором начинается от 1000 руб./кв. м/месяц. Нежилые площади с удачным расположением и высоким трафиком стоят не менее 1700 руб./кв. м/месяц.
Дальнее Подмосковье отличается более лояльными ценами. Средняя стоимость аренды нежилых площадей в стрит-ритейле составляет от 500 до 1500 руб./кв. м/месяц.
Торговые центры
Стоимость аренды площадей под общепит в качественных торговых центрах Подмосковья на порядок выше ставок аренды помещений в жилых домах. В торговых центрах, расположенных в ближнем Подмосковье, арендные ставки сравнимы с московскими показателями, а в некоторых случаях даже превышают их.
Например, средние ставки аренды в современных торговых центрах Реутова, Химок, Мытищ, Красногорска составляют 1500-3000 руб./кв. м/месяц и доходят до 13 000 руб./кв. м/месяц. Данные показатели схожи со стоимостью аренды в окружных и районных ТЦ, расположенных на территории спальных районов Москвы.
Аренда площадей в современных торговых центрах крупных городов среднего Подмосковья колеблется в пределах 1100-2500 руб./кв.м./месяц. Помещения в менее качественных торговых комплексах сдаются по средним ставкам 800-1500 руб./кв.м./месяц.
При этом разброс цен по городам дальнего Подмосковья достаточно большой и зависит от специфики города. В городах, имеющих туристическую ценность и привлекающих потоки туристов, стоимость аренды помещений выше. Например, в Сергиевом Посаде и Коломне площади в торговых центрах сдаются по ставке 1500-2000 руб./кв.м./месяц.
«Рынок общественного питания в Сергиевом Посаде представлен в основном заведениями фаст-фуда и дорогими ресторанами. Последняя категория рассчитана в основном на посещающих город туристов (преимущественно иностранцев), – рассказывает об особенностях местного рынка Елена Мишина. – Проблемой открытия точки общепита в городе может служить качество жилого и нежилого фонда, который не всегда пригоден для открытия магазина или ресторана. Особенностью города является наличие большого числа исторических зданий».
Компания «Миэль-Коммерческая недвижимость» входит в состав «Миэль». Сегодня компания «Миэль – Коммерческая недвижимость» предлагает комплексный подход к решению задач клиента в сфере коммерческой недвижимости по следующим направлениям: брокерские услуги, консалтинг и аналитика, оценка, юридическое сопровождение, ипотека. Компания работает во всех сегментах рынка коммерческой недвижимости: офисной, торгово-развлекательной, индустриально-складской, а также в сегменте земельных участков под строительство.
«Миэль» – одна из самых опытных и крупных сетевых компаний российского рынка недвижимости. Основанная в 1990 году, сегодня «Миэль» объединяет более 100 собственных и франчайзинговых офисов на территории РФ.
Группа компаний «Миэль» оказывает полный комплекс риэлторских услуг: покупка и продажа квартир на первичном и вторичном (регулярном) рынке, продажа загородной недвижимости, продажа коммерческой недвижимости, аренда городской, загородной и коммерческой недвижимости, операции с элитным жильем и с недвижимостью за рубежом. Также в рамках группы развивается инвестиционно-девелоперское направление деятельности.
Общий портфель проектов «Миэль» составляет около 2 млн кв.м. Среди крупнейших проектов, в которых группа компаний принимала активное участие – ЖК «Гранд Паркъ», «Приват-Сквер», «Академический», «Фьюжн Парк», микрорайоны «Волжский», «Юбилейный», «Красная горка» и др.
Профессионализм «Миэль» неоднократно подтвержден авторитетными рейтингами. «Миэль» – единственная российская компания, вошедшая в ТОП-5 международного рейтинга самых эффективных компаний на рынке недвижимости (по данным РБК, июнь 2012 года).
Деятельность «Миэль» всегда направлена на развитие цивилизованного рынка. Сегодня группа компаний обладает доскональным знанием рынка недвижимости, уникальными интеллектуальными ресурсами, профессиональной репутацией и устойчивым финансовым положением, позволяющим ей сохранять лидерские позиции.