Эксперты Российского Независимого Института Социальных и Национальных проблем провели исследование отношения россиян к мясным продуктам, содержащим ГМО, и составили список недобросовестных производителей, использующих при производстве продукции корма с ГМО. Среди них оказались такие известные российские бренды, как Черкизово, Приосколье, Ясные зори, Роскар и многие другие.
Тема ГМО – продукции и ГМО – производителей сегодня особенно актуальна. С 1 июля 2014 года в России вступает в силу постановление «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы». Многие российские аграрии, ученые и простые граждане России с опаской относятся к данному законопроекту, считая, что он приведет к повсеместному засеванию полей генномодифицированными растениями.
В недавно опубликованном опросе ВЦОМ каждый второй россиянин (54%) признались, что не купили бы продукты, которые содержат ГМО, среди жителей крупных городов данный показатель еще выше – 79%.
Эксперты Российского Независимого Института Социальных и Национальных проблем решили пойти дальше: выяснить мнения россиян о ГМО-продукции и составить список производителей, которые вводят потребителей в заблуждение, не указывая на своей продукции, что она сделана с использованием ГМО-сырья.
Согласно исследованию, которое было проведено в крупнейших городах России в конце мая этого года более трети граждан страны (34%) считают, что ГМО содержится в различных видах мясной продукции *
При этом более 70% всех опрошенных уверенно заявили, что это относится к импортным мясным и колбасным продуктам, и только 10% респондентов предположили, что ГМО может содержать отечественные продукты питания. 16% россиян затруднилась с ответом на данный вопрос.
На вопрос – «Видели ли они на мясных продуктах надпись – «содержит ГМО»? – 64% россиян ответили отрицательно, более трети опрошенных (34%) затруднились с ответом, признавшись, что не читают этикетки, 2 % - ответили, что видели такую надпись. Последний вариант ответа находится в пределах статистической погрешности.
При этом более 85% россиян признались, что считают, что производители могут водить их в заблуждение и не указывать данную информацию.
Сейчас в России действует принятый в 2007 году закон о маркировке продуктов с ГМО, согласно которому производители должны обозначать только те товары, в которых доля ГМО составляет не менее 0,9%. В новом законе о маркировке не говориться ни слова.
При этом следует отметить, что очень многие производители идут на сознательный обман и вводят покупателей в заблуждение, не указывая, что используют, например, ГМО-корма и, в том числе, ГМО-шрот для кормления животных. Т.е. если производитель добавлять ГМО – сою в сосиски, то он еще ставит знак «содержит ГМО», а если кладет такой продукт в кормушку к животному – нет, хотя, естественно, ГМО остается в мясе.
Эксперты Института изучили открытые источники - сайты и базы Россельхознадзора, Роспотребнадзора, а также сайты самих компаний и собрали информацию о производителях, которые в значительных количествах закупают импортную ГМО – сою и ГМО-шрот. К сожалению, в их число вошли ведущие отечественные бренды и производители.
Список российских мясных брендов, использующих ГМО – сырье:
- Черкизово
- Приосколье
- Ясные зори
- Роскар
- Микоян
- Кампомос
- Царицино
В данном исследовании мы не поднимаем вопрос о вреде или безвредности ГМО как такового, а лишь говорим о нарушении прав потребителей, которые по закону имеют права знать, какую продукцию они покупают.
На данный момент отечественной сои пока не хватает, но если бы на не ГМО-продукцию действительно был бы спрос со стороны производителей, это дало бы значительный импульс для роста кормовой базы России.
Со стороны покупателей такой спрос уже есть. По данным коллег из ВЦОМ, три четверти россиян (74%) скорее купят продукт без ГМО, даже если его генетически модифицированный аналог будет стоить значительно дешевле.
Опрос был проведен специалистами Российского Независимого Института Социальных и Национальных проблем 18 и 19 мая в 6 городах России. Опрошено было 800 человек.