Прошедшая 5 июня 2014 года в Москве конференция «Удержать нельзя потерять. Ставим запятую в правильном месте» стала первым мероприятием дискуссионного клуба HR professionals pharma club и была посвящена актуальным технологиям формирования лояльности персонала в фармацевтических компаниях.
Организаторы - компания Globalpas и проект «Фармперсонал» - собрали на одной площадке руководителей HR подразделений и HR-специалистов ведущих фармацевтических и медицинских компаний («Гедеон Рихтер-Рус», Rottapharm Madaus, AstraZeneca, Stada, UCB, Splat Berlin-Chemi, Самсон-фарма, Splat, Ригла, Galderma, KRKA, Everpharma, Takeda, Teva, , Биттнер, Протек и др), а также представителей профильных СМИ, в частности журналы: «Директор по персоналу», «Служба кадров и персонала», «Российские аптеки», «Фармацевтическая промышленность», «Фармацевтическое обозрение» и интернет-портал «Vademecum».
Мероприятие проходило в два этапа: в рамках первого, ведущие HR специалисты фармкомпаний выступили с докладами и поделились уникальным опытом и практиками своих компаний по управлению персоналом. Руководство компании Globalpas – Сергей Профатилов и Наталья Леонтьева – презентовали специально подготовленное к конференции исследование текущего состояния фармацевтического рынка труда, а также обозначили основные тенденции.
В рамках второго этапа участники конференции выработали совместные решения по наиболее актуальным вопросам, которые напрямую влияют на удержание персонала, а именно: качественный рекрутинг, материальная и нематериальная мотивация персонала.
По словам Сергея Профатилова, генерального директора Globalpas, созданный клуб HR professionals pharma club станет постоянной площадкой для общения и обмена опытом профессионалов фармацевтического рынка: HR-специалистов и руководителей компаний.
Наталья Маскина, шеф-редактор проекта «Фармперсонал»: «Логично, что тема удержания персонала, как одна из наиболее актуальных для HR-специалистов фармкомпаний, определила программу конференции. Актуальность этой темы в HR-сообществе на фармрынке подтверждают и данные исследований. Согласно опросу, проведенному в 2014 г. компанией KПМГ, среди приоритетных задач, после эффективности персонала, представители фармацевтических компаний называют вопросы удержания сотрудников - об этом заявили 88% опрошенных».
Начальник отдела персонала «Гедеон Рихтер-Рус» Елена Лактюхина открыла конференцию, поделившись опытом реализации системного подхода компании к формированию качественной кадровой политики, которая складывается из многих элементов материальной и нематериальной мотивации, рассчитанной на каждую категорию сотрудников. По информации Елены, данная система позволила значительно увеличить лояльность персонала и обеспечить низкую текучесть кадров, статистические данные компании подтверждают ее слова – 75% сотрудников работают в компании более 5 лет.
Наталия Яркова, директор по маркетингу компании Rottapharm Madaus, в докладе «Любите их – иначе потеряете» обозначила важность развития программ лояльности с фокусом на удержание, а также поделилась позитивным опытом развития в коллективе компании понятия «социальная чуткость», которое подразумевает умение чувствовать эмоции других, понимать чужую точку зрения, обращать внимание к заботам сотрудников. По словам Наталии Ярковой, благодаря ориентации компании на удержание персонала и внедренным программам лояльности, текучесть кадров в компании не превышает 3% (данный показатель учитывает пенсионную составляющую).
Наталья Леонтьева, управляющий партнер Globalpas, в рамках доклада «Правильный рекрутинг как фактор снижения рисков потери сотрудников» презентовала двухлетнее исследование компании, которое проводилось среди соискателей и действующих сотрудников. Согласно представленным данным, 89% от общего числа опрошенных сообщили, что уровень оплаты труда и соцпакет – первостепенны при выборе работодателя. На вопрос о причинах увольнения с предыдущего места работы 63 % респондентов ответили, что именно плохие отношения с руководителем и некомфортный климат в коллективе послужили главной причиной ухода из компании, при том, что во время собеседования лишь 11% респондентов отмечают данный фактор.
Директор по персоналу компании AstraZeneca Ольга Молина акцентировала внимание на важности такого аспекта как вовлеченность, который значительно повышает лояльность персонала и как следствие, помогает сохранить эффективность работы компании даже в нестабильных экономических условиях. Ольга поделилась уникальным опытом компании по проведению он-лайн проекта Culture Jam, который охватил более 50 тысяч сотрудников. В рамках форума сотрудники приняли участие в структурированных опросах и чатах в режиме реального времени с руководством компании, поделились мнением о том, как сделать ценности частью жизни в организации.
Снежанна Настасьина, начальник отдела обучения и развития персонала управления по эффективности и развитию ООО «Штада Маркетинг» компании Stada также выстроила свой доклад «Драйверы корпоративной жизни как метод удержания и мотивации сотрудников» опираясь полностью на собственный опыт. Снежанна рассказала о долгосрочном проекте «Stada Vision», который длился более года и несмотря на затраченные ресурсы (материальные и эмоциональные) доказал свою эффективность, значительно повысив мотивационные показатели принимавших в нем участие сотрудников.
Генеральный директор компании Globalpas Сергей Профатилов в рамках выступления по теме выгод от удержания персонала на фармрынке, привел неутешительные статистические данные согласно которым, в среднем ротация медицинских представителей составляет 20-25% в год, а каждые четыре года обновляются в среднем 80% полевой команды. По мнению Сергея, высокая текучесть кадров является следствием неграмотной кадровой политики руководства организаций, что наносит значительный экономический ущерб компании, в частности, полностью пропадают кадровые инвестиции, а также в значительной степени снижается эффективность работы сотрудников, в том числе, из-за неспособности построения долгосрочных отношений, как с партнерами, так и с врачами.
В завершении конференции участники дискуссионного клуба совместно выработали решения по трем взаимозависящим и последовательным направлениям HR работы (рекрутинг, материальная и нематериальная мотивация). Представители трех рабочих групп - Павел Федоров (региональный менеджер по странам СНГ Everepharma), Сытник Маргарита (директор по персоналу Пик-Фарма) и Дмитриева Наталья (HR менеджер ГК Martinex) - отметили, что грамотная кадровая политика фармацевтической компании должна быть проработана на всех ее этапах, с использованием обозначенных в докладах инструментов, отдельная роль была уделена вопросу корпоративной культуры как ключевой в привлечении и удержании сотрудников.
Второе заседание дискуссионного клуба HR professionals pharma club пройдет осенью 2014 года, организаторы – компания Globalpas и проект «Фармперсонал» будут рады вновь приветствовать участников на своем мероприятии.