Исследования в области промышленного дизайна говорят о том, что инвестиции в дизайн составляют от 0,5 до 5%, при этом ценность продукта для конечного потребителя растет до 50 %. В России извлекать пользу из этой удивительной пропорции научились лишь крупные компании.
Версия 1. Не сложились традиции
Значение дизайна в структуре стоимости изделия будет только расти, считает большинство экспертов. Во всяком случае, в области промышленного дизайна это прогнозируется совершенно однозначно. И связано это с "большой международной игрой в инновационную экономику", - говорится в зеленой книге "Промышленный дизайн (Стандарты. Лучшая практика. Продьюсинг. Лучшие школы)" Центра стратегических разработок "Северо-Запад".
На арену выходят средние и малые компании в самых разных отраслях - от машиностроения до производства товаров массового потребления. Это промышленные стартапы, динамичные, с высокими темпами развития, сокращенными сроками разработки и вывода продукта на рынок. Вот тут-то и вступают игру дизайнеры - они всегда стоят рядом с инноваторами.
Это мировой тренд. А что в России?
Дизайн, как один из эффективных инструментов увеличения прибыли, в нашей стране использует преимущественно крупный бизнес. О среднем, а тем более малом бизнесе этого не скажешь. Тут не нужны глубокие исследования - достаточно посмотреть на огромное количество визуально некачественных вещей отечественного производства, которые нас окружают.
"На мой взгляд, проблема связана с тем, что в Советском Союзе дизайн не применяли для улучшения потребительских качеств товара. Господствовала так называемая техническая эстетика, задачей которой было облагородить некий надежный механизм, способный долго работать. Не более того, - считает декан факультета дизайна и рекламы МФПУ "Синергия" Елена Ущекова. - Если Запад боролся за кошелек покупателя, то в условиях дефицита товара в России предприятиям не приходилось конкурировать и выделяться с помощью дизайна. Хотя были хорошие образцы и интересные решения в области упаковки, детских товаров, радиоэлектроники, но массовым явлением это не стало".
Промышленный дизайн в России еще только начинает возрождаться вслед за производством, и велика вероятность, что он наконец-то встанет на ноги, прогнозирует эксперт.
Версия 2. Дизайном неумело пользуются сами дизайнеры
Тот факт, что вложения в дизайн добавляют до 50 % потребительской стоимости, о многом говорит. Например, о том, что пользователю дизайн нужен. Для него важны эстетика, удобство, понятность, оригинальность, актуальность. Есть, конечно, и другая сторона медали, когда покупатели не хотят переплачивать за дизайн. Но это говорит лишь о том, что он неудачен и не бьет точно в цель.
"На российском рынке есть такая проблема: в какой-то момент мы вдруг решили, что дизайн - это искусство, а дизайнер - художник, - продолжает Елена Ущекова. - Я борюсь с этим заблуждением и с первого курса объясняю студентам, что это абсолютно разные люди. Я за то, чтобы молодые дизайнеры создавали дизайнерские вещи, а не арт-объекты".
Иными словами, молодежь порой чересчур увлекается накачиванием правого полушария мозга, создавая "прикольные штуки", назначение которых никто не может объяснить. А что с этого клиенту?
И вот тут напрашивается нехороший вывод: дизайном неумело пользуются сами представители профессии.
"Дизайнерам нужно научиться понимать задачи бизнеса, слышать клиента, который их нанял, и знать, как увеличить его прибыль. А самовыражением лучше заниматься после работы", - уверена декан факультета дизайна и рекламы Университета "Синергия".
Ее слова подтверждает специалист в области дизайна упаковки, представитель компании Sealed Air - начальник отдела графического дизайна СНГ и стран Балтии Татьяна Гриднева. "Есть одни вещи, которые называются "хочу", и другие, под названием "реальность", - замечает она. - Мы всегда работаем на грани двух этих измерений, ищем золотую середину. Дизайн, с которым надо сильно заморачиваться в процессе производства, очень сильно его тормозит".
По мнению экспертов, российским дизайнерам стоит поучиться у зарубежных коллег, работающих в рамках проектного менеджмента, четко выполнять определенные действия и получать запрограммированный результат. И никаких художеств или "нет вдохновения"! Западные дизайн-школы накопили множество методик, позволяющих найти нужное решение, не смотря ни на что. У Европы и Америки было время и стимулы отточить методическое мастерство: весь 20 век с его колоссальным обострением конкурентной борьбы.
Кроме того, дизайнерам нужно учиться коммуницировать с потенциальными потребителями и извлекать инсайты. Крупнейшие западные дизайнерские агентства, прежде чем приступать к разработке нового продукта, от 3 до 6 месяце исследуют целевую аудиторию. Немногие российские компании в среднем сегменте считают нужным на это тратиться. В лучшем случае, заказывают маркетинговые исследования.
"Наши маркетинговые агентства преимущественно анализируют уже сложившиеся рынки. Но так инновации не рождаются, - замечает Елена Ущекова. - Чтобы появилась новая идея, а затем и продукт, нужно вытащить из людей инсайты, сформулировать их потребности и хорошо подумать, какими средствами эти потребности можно реализовать".
По словам Татьяны Гридневой, в области дизайна упаковки (одно из развитых направлений дизайна в России, кстати) сломано немало копий и многое постигалось методом проб и ошибок из-за дефицита квалифицированных специалистов. До сих пор дизайнеров, которые понимают нюансы производства упаковки и принципы командной игры с производственниками, маркетологами, представителями розничных сетей и т.д., растят внутри компаний.
В связи со всем выше сказанным есть утешительная новость. В этом году на факультете дизайна и рекламы Университета "Синергия" открывается магистерская программа "Дизайн-менеджмент". Это одна из немногих попыток в Москве подготовить проект-менеджеров, знающих, как добиться финансового результата с помощью дизайна. В немногих учебных заведениях, где есть похожие образовательные программы, наборы студентов идут по нарастающей: слишком велик спрос компаний, причем из самых разных сегментов рынка.