Уважаемые коллеги! Я хотел бы остановиться на двух вопросах, поскольку я занимаюсь разработкой федеральных целевых программ, государственных программ, в том числе и программ развития регионов уже в течение очень многих лет. Поэтому первый и принципиальный вопрос, а что мы понимаем под региональной политикой и в какой степени она существует сегодня в каких-либо документах?
Когда теперь уже 20 лет готовился Указ Президента Российской Федерации об основных региональной политике, может быть кто-то здесь помнит, была очень популярная такая шутка, что попробуйте сказать американцем, что Аляска и Калифорния должны развиваться под одинаковым законом. Скорее всего, начнут думать о вашем психическом здоровье. Понятно, что очень разные условия нашей громадной страны: климатические, развитие эволюционного потенциала, инфраструктуры, без сомнения, диктует то, что подходить к развитию разных регионов или хотя бы уж макрорегионов надо по-разному.
Когда готовилась стратегия развития Дальнего Востока, то в ней много хорошего, но ключевой момент в ней, это селективная государственная политика, которая четко сформулирована, что на этой территории должны действовать особые меры таможенной, тарифной, бюджетной и налоговой политики. И как бы вы не старались разработчики, наверно, все тут сразу заметили, что тут не хватает одного места: социальной политики. Так вот, социальную политику в этих мерах тогда отстоять не удалось.
У нас есть специальная государственная программа. Теперь это особый механизм государственной программы, которая называется «региональной политикой» и «федеративные отношения».
Я бы хотел обратить внимание в связи с этой программой, следующее: какая цель региональной политики сформулирована в этом государственном документе? Обеспечение сбалансированного развития регионов. Я думаю, что, конечно, можно с этой красивой формулой как-то многие вещи делать, но, наверно, все-таки четко понять, что отсюда следует как региональная политика, достаточно сложно. То ли мы сближаем сильные и помогаем им, то ли мы, наоборот, сближаем разницу между сильными и слабыми, и в чем здесь состоят балансы четко, не видно.
Но при этом я хотел бы сказать тут простую вещь. Как вы думаете, какое финансирование предусмотрено по этой программе региональной политикой и федеративные отношения? По этой программе не предусмотрено финансирование. 21 апреля, совсем недавно, принята государственная программа развития Арктической зоны Российской Федерации, один из крупнейших в стране приоритетов, который был поставлен Президентом Российской Федерации, но и который все мы прекрасно понимаем, что это приоритет развития страны.
Как вы думаете, какое финансирование предусмотрено по этой программе? По этой программе финансирование не предусмотрено. Более того, в Стратегии развития общественных финансов, принятой как стратегией, подготовленной Минфином, записана замечательная фраза, что реализовываться развитие регионов должно через отраслевые государственные программы, а развитие территорий должно учитываться на стратегическом уровне. На всякий случай я скажу, что стратегии развития, они сегодня здесь упоминались, утверждаются распоряжениями правительства Российской Федерации и, следовательно, никаких расходных полномочий за собой не влекут. Это являются документами в какой-то степени мировоззренческими.
Отсюда я бы хотел сформулировать следующее, что пока мы не перейдем к четкой, именно региональной политике, причем, селективной политике, которая должна в разных регионах или хотя бы в макрорегионах быть своей с особыми мерами таможенной, тарифной, налоговой, бюджетной и, конечно, социальной политике, то мы вот этот мощный рычаг развития страны, развития регионов не запустим. Те документы многочисленных программ, которые сегодня поступают в регионы, которые надо обязательно разработать: инновационная программа, программа инвестиционного стандарта и т.д., повышение конкурентоспособности. Каждый из них сопровождается замечательной методикой, некоторые из этих методик содержит до 100 пунктов. Я не шучу, это действительно целое руководство и когда вы начинаете их разрабатывать, то вы получаете от Министерства экономического развития замечания, например, следующего характера: на 5, 6, 17 листах в нарушении пункта 35 регламента разработки этого документа и т.д. Эти замечания выглядят примерно так, сколько пунктов очередной методики вы нарушили. Вот эта жесткая регламентация регионального развития, по существу, этот рычаг сводит, как правило, на нет.
Как можно действовать в этих ситуациях? Очень просто. У каждого региона одна программа, которая должна действительно рассматриваться на федеральном уровне и в определенной степени либо утверждаться правительством, либо, по крайней мере, приниматься профильным министерством. Под эту программу должны выделяться ресурсы, именно под эту программу и не надо ее распылять в соответствии с 392 постановлением по каждым министерствам, с каждым из которых надо согласовывать и распылять снова по тому же отраслевому принципу, эта должна быть программа развития субъектов Федерации. И оценивать деятельность органов исполнительной власти этого субъекта надо потому, как он реализует вот эту утвержденную программу и каких результатов он в состоянии добиться. И на это должны быть выделены отдельные деньги, которые действительно позволяют региону развиваться.
Теперь по второму вопросу: по схеме развития производительных сил. Евгений Максимович называл здесь 16 проектов Дальнего Востока. Понимаете, на проектном уровне, на самом деле, рассматривать развитие территорий нельзя. Надо понимать, что сегодня мы снова имеем, если угодно, экономику дефицита, но дефицита инфраструктурного. Рассмотреть в этих 16 проектах, я сейчас не буду загружать некоторые пары вместе, означает, что мы не сможем привести даже строительные грузы для реализации этих проектов.
Здесь упоминался Забайкальский край. У нас весь север Забайкальского края и весь северо-восток Якутской области, как ни странно, не имеют генерации электрической энергии. Когда-то планировался каскад Витимской ГЭС и все эти проекты должны были быть завязаны на этом каскаде. Его никто не начинал строить, там нет электроэнергии, поэтому большая группа проектов, которые связаны с этим регионом, требует совсем других энергетических затрат. Поэтому здесь, как резюме, сначала надо все-таки иметь большую комплексную, как и говорил Евгений Максимович, программу развития этого региона, увязанную по базовой инфраструктуре транспортной, энергетической и трудовых ресурсов, у нас их там очень мало. Мы два проекта, скажем, НХК и космодром съедает все ресурсы строительных отраслей Дальнего Восток, все полностью. Поэтому это надо каждый раз смотреть: 16 проектов реализовать там одновременно просто невозможно, больших серьезных проектов. Значит, должна быть программа - очередность, увязанная с базовой инфраструктурой, плюс локальная инфраструктура каждого проекта.