Уважаемые коллеги! Я бы выделила в вопросе региональной политики и бюджетной политики три направления. Прежде всего, это региональная политика. Второе – это вопросы размещения производительных сил и схема размещения производительных сил. Третье – это бюджетная политика, бюджетный федерализм распределения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы между различными регионами, между центром и регионами.
Вначале я остановлюсь на том, чего практически нет, это реальная политика и схема размещения производительных сил: они у нас просто начисто отсутствуют даже на уровне концептуальном.
Что я имею в виду под региональной политикой? В советское время, начиная с 30-х годов, я уже не говорю о 50-60-х и дальше, был четко определенный вектор региональной политике. Это сдвиг производительных сил, в 30-е годы в довоенные, это развитие Поволжско-Уральского региона, и Центральная Россия выступала донором. Затем был естественный сдвиг производительных сил в результате эвакуации в Сибирь и Дальний Восток, он был самый мощный, потому что все, что не удалось добиться до начала войны, фактически сдвиг реальный производительных сил был осуществлен во время Великой отечественной войны за счет вынужденной эвакуации. Он дал потом впоследствии значительные результаты. 50-60 годы это сдвиг производительных сил на Север и на Восток. Вектор был совершенно четко определенный, и под это строилась региональная политика, социальная политика. Доплаты на уровне социальной, появились северные коэффициенты, появилась повышенная зарплата на Севере и всё остальное.
В настоящий момент у нас четко не определена стратегия, что мы делаем. Мы сдвигаем производительные силы непонятно куда, на пограничье, либо мы пытаемся бороться с централизацией и населения, и всех производительных сил вокруг Москвы, Санкт-Петербург не является центром, не население, не доля не увеличилась по сравнению с концом советского периода, на самом деле, один центр, моно-центр, либо мы вспоминаем о том, что из донора очень легко сделать регион-реципиент и из региона развивающегося очень легко сделать регион депрессивный.
Я хочу напомнить, что регионы, которые сейчас рассматриваются и являются депрессивными, это Владимирская и Ивановская области, это самые главные были регионы-доноры, вплоть до конца советского периода. Самая высокая была доля добавленной стоимости, и они выступали донорами для всей остальной России. Поэтому здесь ничего нет, и здесь нужно как бы четко определяться. На мой взгляд, нужно переориентировать основные ресурсы именно на те регионы, которые имеют хорошую базу и еще эта база инфраструктурная, потенциал кадровый может быть задействован. Но здесь, конечно, нужно внимательно смотреть, считать.
Схема размещения производительных сил, о которых упомянул Геннадий Андреевич Зюганов. Их просто вообще нет, о них забыли и даже у нас, по-моему, не присутствует никто из Совета по изучению производительных сил, которые так же, как ГОЭЛРО был создан дореволюционными экономистами, экономгеографами. Прекрасная была школа и до сих пор, когда мне нужно определить, даже сейчас, какие могут быть перспективы у региона, я смотрю обзор экономических районов под руководством Семенова-Тян-Шанского, которые издавались с 1900 по 1917 годы. Здесь вообще нет ничего и, по-моему, все, кто у нас планирует что-то, они начисто забыли, что есть некоторые законы размещения производительных сил. Но, если бы они хоть как-то вспомнили, даже без всяких схем, то, естественно, у нас не планировалось бы развитие научного комплекса то в Сколково, то на острове «Русский», то не осуществлялось бы такое варварское расширение Москвы, которое даже пространственно географически нарушает любые законы размещения производительных сил, селективные и транспортные потоки и всё остальное. Это просто отсутствие реальных работ по размещению производительных сил и они подменяются разнообразными аферами, которое, на самом деле, никакое не размещение производительных сил, а просто афера одна за другой, потому что выясняется потом, что доля расходов на научный комплекс, что в Сколково, что на острове «Русский» она оказывается минимальной.
Теперь, что касается политики бюджетного федерализма. Действительно, норма, которая была принята, когда Евгений Максимович возглавлял правительство. 50 ни 50 в Бюджетном кодексе, которая в 2001 или 2002 году была устранена, изъята из Бюджетного кодекса. Сейчас соотношение 65 – федеральный центр, 35 – регионы. При этом за все это время увеличились расходные полномочия субъектов Российской Федерации. Естественно, при таком распределении налогов, не о каком региональном развитии, и не только региональном развитии, не о каком решении не социальных проблем, не проблем жилищно-коммунального хозяйства речь не идет. В итоге получается, что все доходы и весь этот нефтегазовый «дождь», который на нас свалился, начиная с 2001 года, он регионам не достался совершенно, он частично достался федеральному центру, а преимущественно, как и было сказано, регионы жили на свои 35 процентов от доходов, плюс еще что-то перераспределялось, федеральный бюджет оставлял какую-то часть и при этом все время бюджет, за исключением 2010 и 2009 г.г., сводился с профицитом, а весь профицит отправлялся в чужую экономику. Это, на мой взгляд, совершеннейшее варварство и нефтяными доходами не делились, а делились именно с чужими странами. В итоге получается, что регионы не выполняют и не могут выполнять свои задачи, свои расходные правомочия. А какие правомочия у регионов? Это вся социалка, это фактически вся система образования, кроме высшего, это здравоохранение, но сейчас сложная система с Фондом обязательного медицинского страхования, но будем считать, что здравоохранение – это социальное обеспечение и все ЖКХ.
Для покрытия своей доходной базы они начинают выжимать «соки» из тех субъектов бизнеса, которые напрямую направляют налоги в регионы, а это специальные налоговые режимы и вот сколько лет я в Бюджетном комитете, я не помнила ни одного случая, чтобы субъект Федерации, Законодательное собрание обратилось к нам в Государственную Думу в направлении облегчения налогового пресса для малого бизнеса. Исключительно все законодательные инициативы были направлены на повышение налогового пресса для малого бизнеса, т.е. получается, что ущемление регионов по распределению налогов оборачивается увеличением налогового пресса для малого бизнеса.
Дальше сказано, что у регионов нет денег, значить делиться федеральными налогами никто не хочет: не НДС, не какими-то специальными схемами по перераспределению НДП. Надо увеличивать доходную базу местных бюджетов и региональных. Что предлагается? Предлагается брать с граждан и вводить налог на недвижимость, т.е. это усиление, опять же, налогового пресса за счет, на мой взгляд, социально-опасных следствий.
И последнее, о чем мне хотелось сказать. Дело в том, что сочетание слабой доходной базы с большими задачами, в том числе с майскими указами, о которых говорил Евгений Максимович, он порождает и вынуждает регионы на резко негативные мероприятия, в частности, сокращение и укрупнение больниц, школ, страдают от этого малые города, потому что и сельская местность, и отдельные регионы в городах, т.е. еще усиливается вот эта концентрация населения и потенциального бизнеса в отдельных крупных городах и нарушают структуры. На самом деле, мы теряем от этого, мы теряем структуру, потому что она была создана, она есть, там есть жилье, там люди живут, а от того, что сокращается, допустим, школа или отделение больницы, от этого сокращается население в этой местности, сокращаются его какие-либо возможности дальнейшего проживания и мы теряем весь созданный инфраструктурный комплекс.
Этому также способствует, хоть это напрямую не связано с региональной политикой, этому также способствует совершенно неразумные, вредные реформы в области социальной. В частности, отказ от статуса бюджетного учреждения и принятия так называемого 83 закона, т.е. нет уже бюджетных учреждений, нет сметы, нет субсидиарной ответственности, нет тарифной сетки, а если нет тарифной сетки, то, естественно, у нас в Москве будут получать 60 тысяч, а в регионах 20-22 тысячи. Это комплекс всех проблем и поскольку регионы отвечают за социалку, то это все там кристаллизуется.