Я бы хотел немножко построить свое выступление с учетом того, что сказал Андрей Николаевич Клепач и Вы в своем вступительном слове с точки зрения сегодня сбалансированности и устойчивости региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Немножко сравнительных характеристик, тем более, что в 2014 году мы собирались вступать в Организацию стран экономического развития. Если мы возьмем ту практику, которая существовала с точки зрения наращивания бюджетного дефицита в условиях сокращающейся доходной базы, согласно практики ОЭСР, характеризуется как контрциклическая фискальная политика. Среди членов Организации экономического развития в условиях рецессии, та, которая была в 2009-2010 годах, контрциклическая политика на региональном уровне осуществлялась в небольшом количестве стран, прежде всего, это в Германии, Канаде и Австрии. В остальных странах бюджетные правила не позволяют территориям наращивать дефициты. Антикризисные меры реализуются за счет центральной власти.
Можно привести примеры таких действий: это Соединенные штаты Америки, Австралия, Швеция и другие. Задача центральной власти снизить давление на бюджеты территорий. При этом контрциклические меры в Российской Федерации принимаются на уровне регионов. В условиях сохранения или наращивания региональных бюджетных расходов ключевым показателем является дефицит консолидированных региональных бюджетов и консолидированный госдолг субъектов Российской Федерации.
Немножко цифр. Дефицит консолидированного бюджета регионов за период с 2010 по 2013 годы вырос в 2,3 раза и составляет 642 млрд. рублей. Для сравнения: в кризисный в 2009 год дефицит равнялся 329 млрд. рублей. В прошлом году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в два раза, соотношение, то, о чем только что говорю, 642 и 323 превысил дефицит федерального бюджета. Но если мы берем 2014 год, мы имеем определенные статистические данные по 2014 году, по данным за январь-март 2014 года текущий дефицит бюджетов зафиксирован в 40 регионах Российской Федерации.
Хочу отметить, если вы помните, уважаемые коллеги, за аналогичный период 2013 года дефицит был в 9 регионах. Таким образом, общий дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 74,6 млрд. рублей. В планируемые, то, о чем в процентном соотношении как раз говорил Андрей Николаевич, я немножко в физических объемах, регионы дефицит консолидированных бюджетов в 2014 году составит - 720 млрд. рублей, в 2015-2016 г.г. – 580 и более 505 млрд. рублей соответственно.
Государственный долг за 2000 и 2013 годы вырос в два раза, муниципальные в 2,1 раза. Доля совокупного долга в собственных доходах субъектов Российской Федерации в процентном соотношении выросла с 18,2 до 25, 7 процентов в ВВП и ВВП достигло 3 процентов. А общая сумма на начало 2013 года составила чуть более 2 трлн. рублей.
По состоянию на 1 апреля 2014 года общий объем государственного долга субъектов Российской Федерации составил 1 млрд. 754 млрд.
Наша позиция, позиция Министерства регионального развития и в части совершенствования межбюджетных отношений, и в целом позиция Министерства регионального развития по вопросу сбалансированности бюджетов заключается в следующем. В условиях сохранения статус-кво в экономической политике, прежде всего, денежно-кредитной, налоговой, будет сохраняться структурный дефицит региональных бюджетов, который может приобрести хронический характер. Мы видим в числе приоритетных направлениях в межбюджетной политике, естественно, те цели, которые направлены на повышение уровней сбалансированности и бюджетов субъектов Российской Федерации и считаю целесообразным здесь выделить следующие меры. Консолидация субсидий, исходя из принципов 1-2 субсидии на госпрограмму, повышение качества планируемых бюджетных расходов путем распределения федеральных субсидий приложениями к Федеральному закону о Федеральном бюджете на очередной год и планируемый период. В данном случае у нас трехлетний цикл. Повышение ответственности субъектов Российской Федерации за не достижение целевых показателей, использования субсидий при одновременном предоставлении им большой свободы распоряжения федеральными средствами. Повышение доли необусловленных трансфертов, финансовой помощи регионов, в данном случае имеется в виду дотация, грантов. Расширение практики предоставления единой субвенции. В этом году мы уже перешли к этой практике единой субвенции. Мы считаем, что было бы целесообразно расширить эту практику.
Далее. Предоставление субъектов Российской Федерации права определять объем финансирования публичных нормативных обязательств с учетом принципов нуждаемости и адресности, отказавшись от регламентации на федеральном уровне. Право самостоятельно настраивать региональную систему мер в социальной поддержке.
Был уже тезис касательно медицинского страхования. Мы считаем, что софинансирование обеспечения обязательного медицинского страхования безработных граждан из федерального и регионального бюджета. Сокращение неэффективных расходов, понятно, на регионально и местном уровне. Законодательное урегулирование процедуры планирования поступлений в бюджеты от налогоплательщиков, входящих в консолидированные группы.
Очень важный принцип направления, одна из важных мер, это установление зависимости расходов на содержание государственных служащих субъектов Российской Федерации от темпов наращивания налоговой базы региональных бюджетов.
Расширение списка льгот и снижение ставок страховых взносов для территорий, опережающего развития в той части, в которой говорилось и несколько раз уже сегодня упоминались территории опережающего развития, в частности, Дальний Восток и вся программа ДВИЗ – Дальний Восток и Забайкальский регион.
Необходимо предоставить регионам права снижать ставку налога на прибыль организации, в региональной, естественно, части нижедействующего порядка – 13,5 процента в целях создания и стимулирования новых проектов, гринфилд-проектов.
Вместе с тем, по нашему мнению, и мы об этом говорили и писали неоднократно, и министр выступал на эту тему и ваш покорный слуга о том, что необходимо с точки зрения повышения доходной части местных бюджетов синхронизировать кадастровый и налоговый учет недвижимости, повысив фискальную составляющую имущественных налогов, как одну из ключевых составляющих пополнения местных бюджетов.
Министерство регионального развития предложила следующие предложения в части наращивания доходной базы местных бюджетов и, исходя из возможности местных властей, привлекать инвестиции, наращивать собственные и налоговый потенциал за счет малого и среднего бизнеса. Здесь в этой части: передача в местные бюджеты, наше предложение было, не менее 35 процентов доходов от ЕСН, от единого налога взималась упрощенная система налогообложения.
По прогнозным данным в 2015 году доходы консолидированных региональных бюджетов от УСН (упрощенная система налогообложения) по нашим подсчетам составит порядка 252 млрд. рублей. Таким образом, при перечислении 35 процентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от УСН при условии сохранения существующих, в ряде регионов, единых нормативов передачи доходов от упрощенной системы налогообложения, то перераспредение, просто как пример, будет порядка 64 млрд. рублей.
Одно из наших предложений заключается в том, что мы предлагаем на уровне правительства Российской Федерации рассмотреть возможность зачисления 100 процентов доходов от упрощенной системы налогообложения в бюджеты городских округов и муниципальных районов от предприятий производственной сферы в течение трех лет со дня создания регистрации соответствующих предприятий.
И в части совершенствования патентной системы. В этой части налогообложение предоставим субъектам Российской Федерации права регулировать перечень видов экономической деятельности, подпадающих под патентное налогообложение, а их 47 видов, которые на сегодняшний день устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход позволит исключить риски, не контролируя снижение доходов.