В ходе экспедиции по обнаружению советского самолета ЯК-1, который «затерялся» в непроходимых лесных дебрях на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, поисковый отряд из Санкт-Петербурга обнаружил еще один самолет: советский Ил-2 – прославленный штурмовик, который русские называли «летающая крепость», а гитлеровцы – «цементбомбер» или «черная смерть». Такие эпитеты самолет получил за свою бронированность и огневую мощь, которые одних приводили в восторг, а на других наводили ужас. По словам экспедиторов самолет хорошо сохранился, не смотря на то, что около 70 лет назад его сбили зенитным огнем.
«Часть двигателя, бронекорпус, крылья и многие другие фрагменты сохранились до сих пор в очень хорошем состоянии, часть на дне болота. Нам предстоит их достать»,- рассказывает сотрудник молодежного центра «Форпост» Сергей Пищулин, поисковик с более чем 15 летним стажем.
После раскопок на месте падения самолета поисковикам предстоит не менее кропотливая работа, только уже не в поле, а в архивах.
«По серийному номеру двигателя мы рассчитываем определить имя летчика, задание, которое он выполнял, а также, по возможности, найти его родственников» Вступает в разговор единственная женщина в экспедиции, командир поискового отряда «Высота», – Алиса Салахова.
Сам самолет после подъема и транспортировки при помощи поискового центра ЦС ДОСААФ России, будет доставлен в Москву для дальнейшей реставрации, после которой он займет достойное место в одно из музеев России.
Напомним, что в апреле поисковым отрядом из Санкт-Петербурга был найден самолет ЯК-1. Машина полностью заросла мхом, и поисковики ее пока не трогают, опасаясь повредить раритет. Известно то, что самолет не был сбит, у него просто отказал двигатель.
«Таких находок, которые фактически не повреждены, в мире единицы, – рассказал директор Межрегионального научно-методического центра гражданского и патриотического воспитания университета «Синергия» Михаил Кудинов. – В лучшем случае историческую военную технику спасают по частям, и это считается большой удачей. Поэтому нам предстоит сложнейшая с инженерной точки зрения операция, так как мы хотим сохранить целостность самолета».
Кстати, один из последних случаев, когда самолет был найден практически без повреждений, произошел в 1991 году. Это был немецкий Focke-Wulf Fw190, обнаруженный близ города Кириши. Позже историки установили, что машина была подбита во время атаки советского бронепоезда, но раненный летчик очень аккуратно посадил ее на лесную прогалину.
Поисковые работы отнимают немало сил, времени и средств. Восстанавливать недостающие странички истории удается лишь благодаря настоящим энтузиастам. Михаил Кудинов уверен, что это долг перед советскими летчиками.
«То, что они погибли в небе над Россией и до сих пор остаются неизвестными, для меня стыдно», – говорит М. Кудинов.