Малый и средний бизнес рассматривается государством как локомотив экономики. Особенно это касается среднего бизнеса, который потенциально способен на прорывы в развитии рынков. Но большинство аналитиков полагает, что в сложившихся экономических условиях от этого сектора ждать выдающихся успехов пока не стоит.
Если малое предпринимательство (ИП, микропредприятия и малые предприятия) сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг, то средние компании работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость – обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Кроме того, средний бизнес создал с нуля или серьезно модернизировал такие отрасли, как сетевой ритейл, потребительское кредитование, сотовая телефония, частная медицина, информационные технологии, птицеводство, мясопереработка. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, поэтому им и отводится особая роль в экономике.
Но пока локомотив не так силен и мощен, чтобы вытащить поезд из рецессии (такой диагноз российской экономике недавно поставил Международный валютный фонд, учитывая отрицательный рост ВВП второй квартал подряд). Доля МСБ в ВВП России продолжает составлять около 20 %. Аналогичный показатель в Великобритании, Германии, Франции находится в диапазоне 50-60 %, а в Италии составляет больше 80 %.
В то же время государство наметило внушительные целевые ориентиры на 2014-2016 годы. За этот период количество индивидуальных предпринимателей должно увеличиться на 2 миллиона, на малых предприятиях ожидается создание 1200 тысяч рабочих мест, а в средних компаниях – прирост инвестиций на 50 %. Есть ли для этого предпосылки?
Очевидно, прогнозируя такие цифры, в частности, по малому бизнесу, государство рассчитывает на массовый выход предпринимателей из тени. По данным Росстата, год назад уровень неформальной занятости в стране достигал 19 % от численности экономически активного населения. Напомним, что массовый отток предпринимателей в неформальный сектор произошел в первой половине 2013 года – тогда их число сократилось до уровня 2007-го. Эта негативная тенденция расценивается в качестве одной из причин, повлиявших на замедление темпов роста экономики.
Посмотрим, что предпринимает государство для вовлечения «теневиков» в официальную экономику.
В 2014 году тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей снижены и, что особенно важно, привязаны к сумме дохода. Эта инициатива, по предварительным оценкам, может вернуть в ряды налогоплательщиков сотни тысяч предпринимателей. Предполагается, что она позволит смягчить финансовую нагрузку для 20% зарегистрированных ИП.
Кое-что сделано для оптимизации процедур регистрации нового бизнеса, а также для того, чтобы ограничить количество проверок малых предприятий. Заработал институт бизнес-омбудсменов, защищающих права и интересы предпринимателей, в том числе и в случаях коррупционных проявлений.
Налоговый кодекс предусматривает несколько специальных налоговых режимов. В 2014 году предлагается повысить максимальный размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) до 150 млн.рублей – Госдума в настоящее время рассматривает соответствующий законопроект. Эта мера позволит большему количеству предпринимателей платить налоги по упрощенной системе.
Сделанные шаги уже привели к позитивной динамике: последние статистические данные свидетельствуют о росте количества предпринимателей.
Стоит упомянуть и иные меры государственной поддержки. Для МСП открыт доступ к госзакупкам: государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать не менее 15 % заказов у малого бизнеса. К 2015 году планируется довести этот показатель до 18%, а в 2018 году – до 25%. Сняты ограничения по перечню закупаемых товаров, работ и услуг, начальная цена контракта увеличена до 20 миллионов.
С 2009 года субъектам МСБ разрешено приватизировать помещения, находящиеся в аренде, существенно откорректирован в пользу бизнеса так называемый закон о малой приватизации. В результате десятки тысяч МСП получили в собственность арендуемые помещения.
К сожалению, временами в поддержке МСБ государство продвигается на один шаг вперед и два назад. Например, эффект от закона о малой приватизации и преимущества упрощенной системы налогообложения фактически сводятся к нулю с введением налога на недвижимое имущество. Согласно последним поправкам, внесенным в Налоговый кодекс, такой налог с 2015 года будут вынуждены платить предприниматели, которые работают по УСН.
На мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году в федеральном бюджете предусмотрено более 21,5 млрд рублей, что больше на 1,5 млрд по сравнению с прошлым годом. Речь идет о субсидиях, которые распределяются по регионам пропорционально удельному весу субъектов МСБ. В прошлом году при распределении средств в регионах акцент был смещен с прямого финансирования предприятий на поддержку инфраструктуры (гарантийных и микрофинансовых фондов, бизнес-инкубаторов и промышленных парков). Далее Минэкономразвития предлагает повышать ответственность субъектов федерации за реализацию мероприятий поддержки МСБ и предоставлять субсидии с учетом результативности развития малого и среднего бизнеса в регионах за предыдущий период (увеличение числа новых предприятий, прирост работников, инвестиции в основной капитал и т.д.).
Многие эксперты полагают, что новый импульс к росту малых и средних предприятий в сложившихся условиях может дать доступ к выгодным кредитам. Но негативные тенденции на рынке кредитования этому не способствуют.
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» подчеркивают, что коммерческие банки переориентировались на краткосрочные кредиты, причем среди их клиентов преобладают в основном компании торгового сектора, берущие займы на небольшие суммы. Из-за ограничения доступа к долгосрочному кредитованию страдают производственные предприятия, не имея возможности инвестировать в модернизацию. Тенденция опасна тем, что препятствует развитию предприятий неторгового сектора и, соответственно, сдерживает рост инноваций. Для сравнения: в Швеции доля долгосрочных кредитов для бизнеса достигает 86 %. России не просто очень далеко до этого показателя – она движется в сторону увеличения разрыва.
Предлагается до 2015 года кардинально переориентировать программу поддержки малого и среднего бизнеса ОАО «МСП Банк» и более четко выделить приоритеты. В первую очередь долгосрочные займы будут предоставляться инновационным МСП, а также среди приоритетных направлений кредитования – лизинг и факторинг неторговых предприятий и микрофинансирование. В первом квартале 2014 года общий объем поддержки субъектов МСБ по программе «МСП Банка» составил более 98 млрд рублей, средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами – 12,7 %.
Минэкономразвития разрабатывает механизмы кредитования МСП по целевой ставке не выше 10 % годовых, ориентированные преимущественно на средний бизнес. Для этого Внешэкономбанк планирует привлечь средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Собственно, это и есть тот самый резерв, за счет которого планируется достичь 50-процентного роста инвестиций в основной капитал средних предприятий в 2014-2016 годах.
Основные трудности у бизнеса возникают не только из-за высоких ставок, но и из-за залогового обеспечения кредита. В связи с этим государство предложило следующее решение. В России начал развиваться механизм предоставления государственных гарантий при осуществлении предприятиями МСБ инвестиционных проектов: в регионах работает сеть гарантийных организаций, а буквально в мае создано Агентство кредитных гарантий, которое предположительно обеспечит гарантии кредитов на 880 млрд.рублей в ближайшую пятилетку. Подобные схемы поддержки малого и среднего предпринимательства работают в США, Японии, странах Европы.
В то же время рейтинговое агентство «Эксперт РА», опираясь на мнения топ-менеджеров банков, прогнозирует снижение спроса на кредиты, особенно в строительном секторе и в секторе обрабатывающих производств, а также рост ставок по кредитам вопреки ожиданиям бизнеса. В условиях нестабильной экономической ситуации предприятия не хотят заниматься модернизацией, начинать новые, рисковые проекты. Как следствие, снижается спрос на кредитные ресурсы.
К слову говоря, исследование агентства показало, что в текущих экономических условиях банкиры не считают нужным дополнительно стимулировать рынок кредитования, а возлагают надежды на меры государственной поддержки. Самой эффективной мерой они считают снижение налоговой нагрузки для предприятий – это мнение 27% опрошенных. Еще 24% респондентов отметили, что Агентство кредитных гарантий уже в 2014 году станет серьезным стимулом для развития МСБ, а 21 % рассчитывает на увеличение объемов поддержки со стороны «МСП Банка».
И пара слов о настроениях самого бизнеса. Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики посчитал индекс экономического настроения в 1 квартале 2014 года. Он составил 97,1 пунктов. Это значение ниже среднего долгосрочного уровня (100) свидетельствует о преобладании неблагоприятного делового климата в экономике страны.
Григорий Аветов, декан школы бизнеса «Синергия»: «Несмотря на отчасти декларативный и не всегда предсказуемый характер политики в области малого и среднего бизнеса, государство осознает, что развитие этого сектора во многом определяет дальнейшее развитие российской экономики. Систему господдержки в дальнейшем предполагается совершенствовать по следующим направлениям: создание условий для освоения субъектами МСБ новых рыночных ниш, обеспечение доступа к кредитным ресурсам (главным образом, длинным кредитам), улучшение системы специальных налоговых режимов. Перед госорганами стоит сложная задача, так как в нестабильных экономических условиях малый и средний бизнес больше всего нуждается в том, чтобы не устанавливались новые правила игры, которые могут только усугубить их положение на рынке».