Как известно, строительная отрасль перешла на саморегулирование сравнительно недавно – в 2010 году. За столь короткий период саморегулирование в строительном комплексе успело оформиться в полноценный институт самоуправления профессионального сообщества, однако до сих пор остается целый ряд вопросов, требующих тщательной проработки и совершенствования в тех или иных аспектах. Одной из таких проблемных областей является недостаточная эффективность механизмов внутрикорпоративного управления СРО.
Процессы и процедуры, связанные с подготовкой и проведением, голосованием и принятием решений на заседании высшего органа управления - общего собрания членов СРО - регулируются специальным законодательством. В целях восполнения пробелов и доработки профильных законодательных механизмов на базе Совета Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности была создана рабочая группа по вопросам корпоративных отношений и процедур принятия решений органами саморегулируемой организации. Данная рабочая группа подготовила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», направленный на совершенствование и оптимизацию работы высших органов управления СРО. В законопроекте регламентируются процедуры проведения общих собраний в форме принятия решений очным, а также заочным голосованием.
На сегодняшний день проведение общих собраний и голосование в заочной форме допускается целым рядом нормативных правовых актов, в том числе главой 9.1 Гражданского кодекса РФ, главой 7 Федерального закона «Об акционерных обществах», главой 6 Жилищного кодекса РФ, главой 5 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др. Вместе с тем, ч. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
В рамках правоприменительной практики «присутствие» истолковывается как физическое наличие участников собрания или их представителей в одном месте и в одно время, что фактически делает невозможным проведение общих собраний и голосования в заочной форме. Вместе с тем, по сути речь идет о волеизъявлении участников общего собрания, которое не обязательно должно сопровождаться физическим присутствием. Такой подход также подкреплен сложившейся практикой, например, волеизъявлением членов СРО с использованием доверенностей.
Упомянутый законопроект расширяет возможности выбора форм участия членов СРО в обсуждении и принятии решений высшим органом управления за счет введения заочной формы голосования с использованием бумажных или электронных бюллетеней.
В частности, предложенные поправки закрепляют возможность проведения общих собраний как в форме очного, так и заочного голосования, а также определяют рамочный порядок созыва и проведения собраний в заочной форме. В законопроекте учитывается принципиальная технологическая неосуществимость заочного тайного голосования. Кроме того, вопрос о форме проведения общего собрания относится к компетенции СРО, которая самостоятельно может в рамках действующего законодательства (включая закон об электронной цифровой подписи) определить способы и порядок проведения заочного голосования. Наконец, проектом предусмотрено самостоятельное введение ограничений со стороны СРО на проведение заочного голосования, а также возможность требовать проведения общего собрания в очной форме.
26 марта 2014 года текст законопроекта был одобрен Советом Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и направлен в юридический департамент ТПП РФ для правового надзора. По итогам надзора планируется направить проект в Комитет Государственной Думы по вопросам собственности и Комитет Совета Федерации по экономической политике, а также иным субъектам законодательной инициативы.
Как отмечает руководитель рабочей группы по вопросам корпоративных отношений, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Введение в практику проведения общих собраний принятия решений в форме заочного голосования позволит усовершенствовать и существенно упростить процедуры внутрикорпоративного управления саморегулируемых организаций. Подобная практика соответствует текущим тенденциям в сфере корпоративного управления и удовлетворяет реальные потребности СРО. Кроме того, таким образом обеспечивается уменьшение административно-финансовой нагрузки, как на сами нсаморегулируемые организации, так и на членов СРО. Мы надеемся, что представленный законопроект найдет поддержку в профильных Комитетах Государственной Думы и предложенные поправки в дальнейшем будут отражены в законе «О саморегулируемых организациях».