В правительстве Москвы обсуждается инициатива введения ограничений по времени на парковку в центре. В результате возле бутиков, ресторанов и бизнес-центров в пределах Бульварного кольца можно будет оставлять авто не более чем на два-три часа. Новшество не просто изменит центр города, но и скорректирует ситуацию на рынке недвижимости, уверена Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости Tweed.
«По статистике женщина отводит на шопинг три-четыре часа, – говорит Ирина Могилатова. – К тому же, дамы редко ходят по бутикам одни. Три часа они проведут в магазине, два – в кафе. А если пойти в SPA-салон, где можно провести до пяти часов? Вряд ли после дестреес-процедуры кому-то понравится помахать рукой увозящему авто эвакуатору».
Эксперт уверена, что в случае претворения планов в жизнь по центру города станут ходить совсем другие люди. Более того, пострадают офисные комплексы, не имеющие своих парковочных мест. В результате произойдет отток арендаторов в зоны между Бульварным кольцом и ТТК – в частности, в Сити, где, в принципе, концепция паркинга продумана хорошо, но пока не до конца реализована. Уже сейчас внутри Бульварного кольца сформирован избыток предложений по аренде офисов. На данный момент ставки стабильны. Однако это вопрос времени.
Метаморфозы ждут и ритейл. Истеблишмент предпочтет торговые центры с удобным паркингом вроде «Времен года» на Кутузовском проспекте или Барвиха Luxury Village на Рублевке. Мастодонты вроде ГУМа и ЦУМа выживут. А вот лакшери-индустрия может покинуть центр. На смену придут магазины средней руки. В Столешниковом переулке обоснуются бренды вроде Lush и Zara. По мнению Ирины Могилатовой, бутики могут съехать в район Плющихи, Патриарших прудов и Красной Пресни. Следом отправятся рестораны, которые в этой ситуации предпочтут расположиться в бывших чебуречных.
Изменится и рынок элитного жилья. «Респектабельный район подразумевает соответствущую инфраструктуру, – говорит Ирина Могилатова. – Если лакшери-операторы уйдут и центр заполнится массовыми покупателями – состоятельной публике там будет жить некомфортно». Это может привести к переориентации спроса и корректировке цен. В перспективе нескольких лет на Петровке, где элитный квадратный метр сегодня стоит в среднем 20 тыс. долл., упадет до 11-12 тыс. долл. (стоимость квадрата на Тверской). В Романовом переулке с сопоставимыми ценами может произойти падение до 15 тыс. долл. Как возможный вариант развития событий – поднятие стоимости в других районах. Плющиха из серебряной мили вполне может превратиться в золотую. Впрочем, камерные Патриаршие пруды с обилием кафе и ресторанов, где жители предпочитают передвигаться пешком, – это вряд ли затронет.
У жителей старого фонда также прибавятся проблемы. Перспектива перемещать свое транспортное средство каждые три часа ночью мало кому понравится. А если придут гости – что делать в этом случае?
В центральных городах Европы проблема с парковкой, как правило, решена огромными комплексами с возможностью размещения авто на необходимое время. Так или иначе, со временем этот опыт найдет почву и в Москве. Однако пока ситуация развивается по принципу: ограничения сегодня – парковки завтра.