По данным управляющей компании Clever Estate, в первые три месяца 2014 г. в сфере управления объектами недвижимости появилась новая тенденция. Так, весной этого года на рынке сформировался отчетливый спрос на услугу аутстаффинга персонала. По подсчетам УК Clever Estate, в настоящий момент 50% объектов коммерческой недвижимости московского региона формируют собственные эксплуатационные службы, привлекая для этого квалифицированный персонал. 35% объектов частично привлекают к обслуживанию сервисные компании, частично – действуют самостоятельно, используя аутстаффинг. И только 15% полностью отдает обслуживание объектов на outsourcing управляющим компаниям.
Данная тенденция связана с длительной нестабильностью экономической ситуации в стране и с прошлогодними законодательными инициативами Правительства РФ по оптимизации потока трудовых мигрантов.
«В конце 2013 года, - говорит Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate, - в связи с изменениями в миграционной политике, перебои с персоналом наблюдались во всех видах бизнеса, где востребован массовый труд, в том числе, и в области обслуживания недвижимости, особенно, в сфере клининга. Это была одна из причин, по которой владельцы объектов начали формировать свой эксплуатационный штат. Но если раньше привлечение линейного персонала не составляло особых усилий, то теперь собственники столкнулись, во-первых, с его дефицитом, а во-вторых, с трудностями, связанными с новыми требованиями к оформлению сотрудников. Поэтому владельцы объектов начали обращаться не к рекрутинговым агентствам, а к управляющим компаниям, которые занимаются профессиональным подбором такого персонала, включая их доставку, размещение, обучение, оформление всех необходимых документов и формирование трудовых ресурсов именно такого профиля».
Вторая причина возникновения услуги аутстаффинга в сфере управления недвижимостью - это нестабильная экономическая ситуация, которая заставляет собственников и арендаторов объектов пересматривать свои издержки. Как показывает практика, каждый раз в условиях ее ухудшения, на рынке возникает тенденция к отказу от профессиональных услуг по управлению и комплексному обслуживанию и формированию собственных эксплуатационных служб.
Так, на сегодняшний день, 50% объектов коммерческой недвижимости имеют свою службу эксплуатации, и как следствие, испытывают потребность в услуге аутстаффинга. Как правило, это торговые центры больших площадей, мега-моллы, или наоборот, ТЦ районного значения невысокой классности, бизнес-центры класса С и С+. Доля объектов, для которых аутстаффинг в ближайшем будущем станет востребованным, по прогнозам УК Clever Estate, возрастет за счет торговых центров среднего размера и бизнес-центров класса Б и Б+. В настоящий момент эти категории недвижимости либо частично пользуются услугами управляющих компаний в сфере клининга и технического обслуживания, либо переходят на самообслуживание.
По прогнозам УК Clever Estate, доля объектов, которым будет необходим аутстаффинг, к концу 2014 года достигнет 70%.
«Ряд управляющих компаний, предвидя данную тенденцию, в настоящий момент вводят этот сервис, - говорит Сергей Креков, - сейчас потребитель воспользовался этой услугой и осознал ее выгоду. На сегодняшний день, миграционная ситуация в стране довольно непростая. Поток трудовых ресурсов из СНГ существенно уменьшился вследствие миграционных мероприятий. Привлечение же линейного персонала из регионов России влечет за собой слишком большие финансовые издержки, как для потребителей трудовых ресурсов, так и для потенциальных работников. Соответственно, собственники объектов ищут те компании, которые могут предоставить им персонал под ключ, беря на себя все организационные заботы. И многие УК, откликнувшиеся на данный спрос, сейчас активно формируют новый аутстаффинговый бизнес, который в 2014 году имеет все перспективы к развитию».