Почти год прошел с момента, когда министр здравоохранения Вероника Скворцова предложила полностью запретить рекламу лекарств. Инициатива главы Минздрава сразу вызвала многочисленные дискуссии в фарминдустрии, но законодательно так и не оформилась, однако до сих пор сторонники и противники продолжают выдвигать аргументы «за» и «против» этой неоднозначной идеи.
Полный запрет рекламы, по мнению чиновников от здравоохранения, должен уменьшить размеры коррупции в сфере оборота лекарств, а также призван постепенно отучить население страны от самолечения, которое действительно широко распространено. Сегодня налицо и повышение уровня осведомленности населения, и рост количества медицинских передач, и огромный массив материалов в интернете, которые предоставят любому желающему информацию о болезнях и способах их лечения. Все это способствует формированию у человека ошибочного мнения о том, что практически любую болезнь можно вылечить в домашних условиях, без похода к врачу и ожидания в поликлиниках.
В марте с.г. ФОМ опубликовал данные соцопроса, согласно которым самолечением предпочитают заниматься 51% россиян. Исследование показало и основные причины, по которым люди избегают посещать врачей, - очереди в медучреждениях, нехватка времени, отсутствие денег на лечение, а также недостаточный уровень профессионализма медиков. Ряд экспертов дают более серьезные данные - до 70% россиян предпочитают лечиться самостоятельно, при выборе лекарств руководствуются не рекомендацией врачей, а рекламой и советами знакомых.
Эксперт, директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова подтверждает эти данные: «К сожалению, наши граждане в своей массе предпочитают лечиться именно в аптеке, а не в поликлинике. Всемирная организация здравоохранения дает определение термина «самолечение» как разумное применение пациентом лекарств, находящихся в свободной продаже. Однако, наше российское самолечение, напротив, чаще всего выглядит как неразумное и безответственное». Данные эксперта подтверждает неутешительная статистика, согласно которой неправильное употребление лекарств при самолечении является пятой причиной смертности после травматизма, болезней системы кровообращения, онкологии и заболеваний органов дыхания. Основные причины смерти от самолечения - отравления, передозировки, побочные эффекты и несовместимость с другими препаратами.
Поможет ли реализация антирекламной инициативы Минздрава уменьшить эти страшные данные – большой вопрос. Что с большой вероятностью может произойти после запрета рекламы, по общему мнению специалистов, так это ограничение конкуренции и рост цен на лекарства. Фармкомпании будут увеличивать расходы на новые схемы маркетинга и продвижения, в т.ч. используя блоги и социальные сети, незаконное лоббирование своих интересов среди чиновников и врачей и т.д. Новые затраты неизбежно будут включены в стоимость препаратов.
Кроме того, по мнению и.о. главы Росздравнадзора Михаила Мурашко, «запрет рекламы повлечет за собой создание информационного вакуума». Безрецептурные лекарства, которые доказали свою эффективность и качество, рекламировать можно и нужно, поскольку это снижает нагрузку на врачей, а пациентам дает возможность выбора лечения в несложных случаях, считает чиновник.
Депутат Госдумы Сергей Калашников напротив инициативу Минздрава поддерживает, полагая, что запрет рекламы позволит уменьшить число сторонников самолечения, а также избежать популяризации препаратов с сомнительными свойствами. Отметим, что на сегодняшний день реклама рецептурных препаратов, которые занимают лишь треть фармрынка в натуральном объеме, запрещена полностью (исключение – специализированная пресса). Реклама безрецептурных препаратов (70% рынка по итогам 2013 г.) разрешена. В целом, практика полного запрета рекламы лекарств в мире не распространена (исключение – Швейцария). К примеру, в США рекламировать можно любые лекарственные препараты, в том числе и рецептурные.
Эксперт рынка Анатолий Новиков отмечает, что инициатива по полному запрету рекламы лекарств вряд ли будет полезна. «Безрецептурные препараты – в целом, безопасные в плане самостоятельного лечения лекарства. Для того, чтобы не было опасных последствий необходимо внимательно читать инструкцию, в первую очередь показания, дозировки и противопоказания, и ответственно принимать решение о самолечении. Даже обычный аспирин может стать ядом, если превысить стандартную дозировку». По мнению эксперта, проблема бесконтрольного потребления населением лекарств в нашей стране есть, но бороться с ней необходимо не полным запретом рекламы. «Более актуальной инициативой стало бы введение жесткого контроля за нелегальными продажами лекарств через интернет, где более половины продукции является поддельной или контрафактной. Также нужно внимательнее следить за неконтролируемой продажей рецептурных лекарств», - отмечает специалист.
Речь идет об огромных рекламных бюджетах. По данным TNS Media Intelligence, в 2013 г. фармпроизводители и дистрибуторы увеличили рекламные бюджеты на 22%, объем расходов на рекламу составил 34 млрд рублей. Это позволило рекламному рынку лекарств и БАДов выйти на первое место по итогам прошлого года. По мнению экспертов, этому есть два причины: рост емкости рынка фармпрепаратов и увеличение бюджетов из-за риска возможного запрета рекламы лекарств.
Отметим, что в настоящее время и Государственная служба по лексредствам Украины также инициирует законодательный запрет рекламы лекарств во всех СМИ, и планирует серьезно ограничить размещение рекламы в больницах и аптечных учреждениях.
Эксперты дают несколько советов, как сделать самолечение неопасным и действительно «разумным»:
Постарайтесь понять причину недомогания.
Не следует принимать лекарство при первом же неприятном ощущении.
Точно соблюдайте инструкцию, обратите внимание на побочное действие и противопоказания.
Не допускайте передозировки.
Приём сразу нескольких препаратов несовместим (инструкция, раздел «взаимодействие»).
Не следует использовать лекарство «на всякий случай».
Необходимо обратиться к врачу, если улучшение не наступает в течение трех дней, а также если во время самолечения появляются новые проблемы.