12.03.2014 г. состоялось заседание "Меркурий-клуба". Председатель правления "Меркурий-клуба" Евгений Примаков заострил проблему с нелегальным наплывом иммигрантов в Россию.
"Уважаемые коллеги, друзья, товарищи!
Мы обсуждаем сегодня весьма важную проблему. В том случае, если иммиграция не будет заключена в достаточно жесткие законодательные и исполнительные рамки, это пагубно отразится и на экономике и на межнациональных отношениях и на криминальной обстановке в России. Как показывает жизнь, засилье иммигрантов, особенно из стран Центральной Азии, бывших республик СССР, может привести даже к точечной дестабилизации положения в регионах нашей страны.
Вопрос: а нужна ли нам вообще иммиграция рабочей силы, тем более, что при отсутствии селективной миграционной политики, мер, стимулирующих приток квалифицированных кадров, среди иммигрантов доминируют лишь те, кто способен выполнять неквалифицированный труд. Однако и такие работники востребованы - в строительстве, ЖКХ, сфере услуг, аграрном секторе, экономики в целом, которая испытывает нехватку кадров всех квалификаций. Самым негативным образом сказывается разрушенное в 90-ые годы техобразование. Непонятно почему такое активное в других областях минобрнауки не считает одной из своих важных задач восстановление системы трудовых резервов.
В России в настоящее время находится 12 миллионов 400 тысяч иммигрантов. Из них по оценке Федеральной миграционной службы, 60% нелегальных, давайте говорить прямо – неконтролируемых, в целом предоставленных самим себе. Нелегалы находят себе работу в ряде фирм, заинтересованных в привлечении поразительно дешевой рабочей силы при невыплате за нее налогов. Нелегалы вливаются в организационные преступные группы, построенные на этнической основе и используются этими группами, зачастую сотрудничающими с полицией, для контроли над торговыми рынками. Создается впечатление, что МВД и местные власти уже согласились с тем, что большинство городских продуктовых рынков в стране под пятой иммигрантов. Не знаю, есть ли у МВД программа, восстанавливающая свободу торговли на этих рынках, что возможно только если вышибить из них иммигрантские ОПГ. Так или иначе, но как говориться, воз и ныне там.
В решении проблем, конечно, многое зависит от наших усилий по интеграции иммигрантов в условия нашей жизни. Но при этом, как представляется, необходимо жесткое деление иммигрантов на тех, кто уже имеет право на работу и так называемых нелегалов. Главная опасность не в первых, а во вторых. Недавно в прессе появилось сообщение, о том, что Федеральная миграционная служба предлагает создать сеть центров для социальной и культурной адаптации иммигрантов. Процесс обучения в центрах планируется на полгода и займет несколько часов в течение двух дней в неделю. Обучение будет добровольным, а успешно закончившим курсы будет выдаваться внеочередное разрешение на временное проживание. Получается, что адаптационные центры предполагается вводить не для тех, кто уже получил право на работу и временное проживание, а основной контингент составят иммигранты, еще не получившие ни того, ни другого. Не приведет ли это к тому, что им официально предлагается статус, который может быть использован в течение половины года на нелегальную деятельность?
Большое значение несомненно имело принятие Закона об ответственности региональных и муниципальных властей за межнациональные конфликты. К сожалению, меньше внимание уделяется мерам, определяющим ответственность работодателей. А это сегодня, как представляется, одно из главных направлений. Необходимо резко увеличить штрафы за прием на работу нелегальных иммигрантов, а в случае повторного приема лишать работодателей права вообще использовать иммигрантскую рабочую силу. Нужно законодательное решение, при котором работодатели обязаны предоставлять в ФМС копию документов принимаемого на работу иммигранта. Нельзя проходить мимо того, что работодатели, как правило, не выплачивают социальный налог на каждого нанимаемого на работу иммигранта. По данным аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза», совокупные потери казны от недополученных налогов за работу нелегальных иммигрантов составляют минимум 117 млрд. рублей ежегодно. Наряду с этим следовало бы серьезно откорректировать систему квотирования, которая особенно в нынешнем виде предполагает формализм, непомерно долгое оформление, зачастую способствующее вымогательству чиновников. Нужно сказать, что такая ситуация подталкивает работодателя привлекать нелегальных иммигрантов.
Все это относится к нелегалам. Но миграционная политика, естественно, не замыкается на этой проблеме. Немаловажное значение имеет закрепление тех приезжающих в Россию, которые становятся законопослушными специалистами. Могут быть рассмотрены и льготы и преференции для этой категории. Недостаточно внимания мы уделяем и вовлечению молодежи из стран СНГ в обучение или стажировку в российских вузах.
Позволю себе сделать акцент и на морально-нравственной проблеме. Одна из главнейших задач состоит в том, чтобы люди, проработавшие в России, не только оставаясь в нашей стране, но и уезжая на родину, были нашими преданными, искренними друзьями. А что нужно для этого? Внимание работодателя, внимание людей, с которыми они каждый день сталкиваются на работе.
Я, конечно, затронул не все проблемы, которые следует обсудить сегодня. Надеюсь, что наше совещание будет богато идеями. А не констатацией переживаемого положения, которое хорошо известно".