Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Путешествие в один клик: перспективы развития онлайн-трэвела в России». Её участники отмечают, что онлайн-трэвел в России в последние годы динамично развивается, и рынок имеет высокий долгосрочный потенциал роста, даже несмотря на возможное ухудшение макроэкономической конъюнктуры.
Туристический рынок радикально меняется в сторону самостоятельных путешествий, констатируют участники организованной «Финамом» конференции. «С нуля в 2008 году рынок вырос до более 200 млрд рублей в 2013 году, оплата банковскими картами составляет 75-80%. Большего свидетельства того, что люди стали больше доверять покупке туристических услуг онлайн и не надо», – говорит генеральный директор OZON.travel Дмитрий Яковлев.
Онлайн-трэвел в России растёт в последние годы весьма динамично, соглашается руководитель департамента по работе с отелями Ostrovok.ru Фёдор Егоров: «Доля самостоятельного туризма растёт достаточно сильно (более 30% в год), также растёт доля внутреннего туризма. Если в 2010 году соотношение в онлайн было 20/80 (где 30 – это доля россиян), то сейчас она ближе к 50/50».
Самостоятельный туризм – это закономерная тенденция развития российского туризма, считает исполнительный директор онлайн-трэвел агентства Pososhok.ru Елена Зимина: «Люди всё больше предпочитают выбирать отдых под собственные потребности и возможности. И как раз ОТА (онлайн трэвел-агентства – прим. “Финама”) дают именно такую возможность. Турпутёвки – это, по сути, “коробочный” продукт, который не может удовлетворить всё увеличивающиеся потребности наших туристов в разнообразии путешествий».
Основными потребителями услуг онлайн-трэвел агентств выступают активные люди, которые ценят свое время, объясняет генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев: «Благодаря таким компаниям, как наша, человек может купить авиабилет в любое удобное для него время и в любом удобном месте, не выходя из дома или офиса, а может быть, уже находясь за границей, если он решил продолжить своё путешествие дальше. Бронирование авиабилета отнимет у пользователя всего несколько минут, а оплатить покупку можно любым удобным способом».
Ценность любого ОТА в том, что он объединяет сразу несколько услуг – это продажа авиа- и ж/д билетов, бронирование гостиниц, пакетные туры, аренда автомобилей, страхование, говорит директор компании «Связной Трэвел» Алексей Дорош: «Далее бизнес-модели разных проектов могут отличаться. Наша модель – это симметричность услуг онлайн и офлайн. Возможность прийти в магазин и делать бронь вместе с нашим продавцом, посоветоваться, действительно привлекает многих людей.
Эксперты отмечают, что росту интереса россиян к онлайн-трэвелу способствуют возрастающее доверие людей к интернет-покупкам и популяризация безналичных платежей. В свою очередь, коррекция курса рубля к USD и евро также привела к увеличению продаж авиабилетов. «Пассажиры поняли, что рубль девальвируется и стали хеджировать риски, – говорит г-н Сизинцев. – Помимо традиционного роста спроса, продажи возросли на 10-15% <…>. Раньше билеты активно покупали минимум за неделю до вылета и максимум за два месяца, сейчас уже раскупают август».
Даже в случае ухудшения экономической ситуации и снижения объёмов рынка в целом, скорее всего, онлайн-сегмент увидит лишь замедление роста, ожидает г-жа Зимина. «Рынок авиаперевозок растёт на 10-15% в год, внутренний туризм на такой низкой базе, что тут точно будет только лучше. Возможно, будет падать или стагнировать организованный выездной туризм, однако растет туризм въездной», – согласен с коллегой г-н Яковлев.