Российские предприятия востребуют все больше вузовских выпускников, но сворачивают «серьезные» отношения с системой образования.
Мониторинг экономики образования (МЭО) проводится Государственным университетом-Высшей школой экономики вместе с Росстатом и ведущими социологическими службами России – ФОМом и Левада-центром уже 4-й год. Заказчик и основной потребитель исследования – Министерство образования и науки России. МЭО – крупнейшее в истории комплексное обследование ресурсов образования, предпочтений и стратегий участников образовательных рынков – от семей учащихся до работодателей. МЭО основан на сочетании социологических и статистических исследований в целях моделирования процессов, ускользающих от официальной статистики.
Уже в 2002 году был установлен объем теневых платежей семей в систему образования, в том числе на переходе «школа-вуз», где он достигал почти миллиарда долларов. В 2005 году на основе мониторинга впервые сделана оценка затрат российских предприятий на переобучение и дополнительную подготовку своих работников – около 400 млрд.руб. в год. На этом фоне заказ предприятий собственно образовательным учреждениям оказался очень мал – 17 млрд.руб.
МЭО-2006 выявил ряд новых и очень сильных тенденций, продолжение которых способно за несколько лет радикально изменить не только образование и рынок труда, но и в целом систему формирования человеческого капитала России.
1. В стране сохраняется «навес высшего образования» - перепроизводство высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики. Оно поддерживается и со стороны спроса семей, и со стороны спроса предприятий. В настоящее время около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, 57,4% готовы платить за это. На этом фоне число ориентированных на среднее и начальное профессиональное образование ничтожно: если после 9 класса продолжать обучение в общеобразовательной школе собирается 62% учащихся (в Москве – 70%), то идти в техникум – только 11% (в Москве – 9%), а в ПТУ – только 5% (в Москве – 1%). При этом, правда, есть еще 20% неопределившихся. Из них, как правило, и рекрутируются учащиеся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений. В результате экономика получает в качестве квалифицированных исполнителей людей, немотивированных к обучению и профессиональной карьере. Но это еще не все. В 2006 году с 38% до 47% выросла доля выпускников техникумов, которые вообще не собираются работать по полученной специальности, а хотят сразу поступать в вуз.
2. Предприятия сталкиваются с определенным обострением дефицита квалифицированной рабочей силы. За прошедший год доля предприятий, на которых численность персонала в основном соответствует потребностям, в секторах промышленности и транспорта снизилась на 4-5 процентных пунктов, до 46-48%. У по другим отраслям она практически не изменилась и колеблется в районе 56-65%.
Качественное распределение кадровых ресурсов складывается в пользу крупного бизнеса и так называемых «новых» отраслей экономики.
Масштабы обновления персонала остаются очень высокими прежде всего по категории квалифицированных рабочих – 73% предприятий нанимали их за 2005 год на вакантные места, хотя этот показатель несколько снизился по сравнению с 2004 г. (78%). Другие категории работников нанимались меньшей долей предприятий – неквалифицированные рабочие 54% предприятий, специалисты 35-39%.
3. Предприятия гораздо активнее на рынке работников с высшим образованием, чем на рынках выпускников ПТУ и техникумов. Из 100 предприятий, перечислявших в 2005 г. средства в учреждения профессионального образования (в основном за обучение работников), 82 перечисляли вузам, 48 – Сузам и только 43 – ПТУ. Чем успешнее предприятие, тем сильнее «смещение к вузам».
Если в промышленности бывших студентов нанимают 63% предприятий, а техникумов – 45% и ПТУ – только 51%, это может означать либо то, что на должности исполнителей и техников нанимаются люди с более высоким (и невостребуемым) образованием, либо то, что предприятие опирается на привлечение на рабочие должности «гастербайтеров».
4. Предприятия сворачивают долгосрочные формы сотрудничества с образовательными учреждениями. За последний год доля предприятий, НЕ сотрудничавших с ПТУ и профлицеями, выросла с 59% до 67%, НЕ сотрудничающих с СУЗами – с 61 до 71%, НЕ сотрудничающих с ВУЗами – с 51% до 65%. Сильнее всего сократились такие формы, как заключение прямых договоров на подготовку и организация стажировок, а также участие в финансировании учебных заведений.
5. Предприятия за последние годы создали собственную систему переподготовки и дополнительного образования. 29% опрошенных предприятий имеют собственные учебные заведения: 15% - курсы переподготовки, 11% - учебные центры, по 2% - ПТУ, колледжи и вузы! Они также предпочитают направлять работников для обучения на другие предприятия тому, чтобы направлять их в официальные образовательные учреждения. Последние теряют долю рынка дополнительного образования.
6. Появились сигналы о стабилизации кадрового состава предприятий. Вообще не принимали новых работников в 2005 г. 8% опрошенных предприятий (в 2004 г. – 5%). Это подтверждается и данными опроса граждан: 64% учившихся взрослых делают это для своей нынешней работы, и только 28% - чтобы найти другую работу или начать собственный бизнес.
7. Частные инвестиции в образование смещаются от основного профессионального образования к дополнительному. Основные образовательные программы все больше рассматриваются как чисто формальные, обеспечивающие необходимый документ об образовании и отсрочку от армии. В то же время реальные квалификации приобретаются в секторе дополнительного образования, часто параллельно с основным. Наиболее характерными представляются динамика частных затрат на уровне НПО (ПТУ, профлицеи). За один год как доля плативших за дополнительное образование, так и их затраты практически сравнялись с аналогичными показателями по основным программам НПО. При этом последние сильно сократились, особенно по доле плативших. Можно сделать вывод, что те 25% относительно платежеспособных учащихся, которые присутствуют в секторе подготовки квалифицированных рабочих, наполовину переместились за последний год на курсы дополнительного образования, изъяв свои средства из ПТУ и профлицеев.
8. Кризис системы начального профессионального образования. Предприятия промышленности и торговли заявили о необходимости дополнительного обучения или переподготовки 38 и 33% вновь принятых квалифицированных рабочих. При этом потребность в переобучении в 1,5 раза выше у успешных предприятий, работающих на современных технологиях. Больше того – по мнению работодателей, если специалистов требуется переподготавливать в среднем один месяц, то рабочих – до трех месяцев.