Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Малый и средний бизнес: борьба с барьерами и кредитные перспективы». Её участники отмечают, что в последние годы положение МСБ в России существенно улучшилось. Тем не менее, малый бизнес продолжает нуждаться в господдержке, объёмов которой для развития предпринимательства по-прежнему недостаточно.
Россия поднялась в рейтинге Doing Business на 92 место, что свидетельствует об упрощении ведения бизнеса в стране. Условия работы для малого бизнеса за 2001-2010 годы улучшились, убеждён вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Достаточно посмотреть, что было с налогами, милицией, лицензированием тогда и сейчас, – говорит эксперт. – Тем не менее, нарастание конкуренции и процессы, связанные с усилением тенденций монополизации отдельных рынков и отраслей, диктуют необходимость серьёзного пересмотра самого понятия, как “бизнес-климат”, отделение его от понятия “инвестклимата”».
За последний год предпринимательская активность в стране снизилась, в том числе по причине сокращения числа субъектов МСБ, констатируют участники организованной «Финамом» конференции. «Отчасти этому способствовало увеличение размера страховых взносов в 2013 году, отчасти – экономическая неопределенность, которую наблюдаем в последнее время, – отмечает вице-президент, управляющий директор по развитию малого бизнеса “Промсвязьбанка” Кирилл Тихонов. – Если говорить о бизнес-активности с точки зрения банковского финансирования, то отмечу, что главный показатель – спрос на кредиты. На данный момент мы наблюдаем снижение спроса на “длинные” деньги, предприниматели с осторожностью стали относиться к росту долговой нагрузки в долгосрочной перспективе. В то же время, спрос на “короткое” беззалоговое финансирование продолжает демонстрировать позитивную динамику».
Малый и средний бизнес в любой экономике мира является одним из ключевых драйверов роста, констатирует г-н Тихонов: «Способность малых предприятий адаптироваться под изменения экономических реалий делает их своеобразной “подушкой безопасности” в случае развития кризисных сценариев. Поэтому этот показатель должен стремиться к максимуму. Например, в США, в Австралии вклад малого бизнеса в ВВП составляет до 50%».
Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП должен быть не менее 40-50%, соглашается с коллегой директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко: «Но это в достаточно развитом и экономически грамотном государстве. Вообще, нужно стремиться уже “слезать” с нефтегазовой иглы и развивать МСБ, но государство только на словах это пытается сделать». По мнению эксперта, программы поддержки, конечно, государством разрабатываются, но их доступность и знания предпринимателей о них крайне малы.
Действующие механизмы господдержки не используются предпринимателями в полной мере, считает г-н Тихонов: «Однако будущее, на мой взгляд, всё-таки есть. Существующие программы поддержки в банках-партнёрах способны серьёзно стимулировать развитие компаний малого и среднего бизнеса. Благодаря сотрудничеству банков и государства в этом направлении у предпринимателей есть возможность получать финансирование по льготной ставке, без обеспечения и т.д. В числе других ограничителей роста – высокая стоимость привлечения ресурсов для банковского сектора, что не позволяет снизить процентные ставки до уровня европейских».
Государственные программы поддержки МСП за последние годы подросли в финансовом и качественном плане, говорит руководитель блока программ по развитию социального бизнеса Cloudwatcher Иван Бирюков: «Однако, многое зависит от конкретного региона и исполнителей на местах. При этом постоянно растёт роль общественных институтов и в целом общественного контроля за деятельностью проверяющих органов, в том числе этому способствует относительно новый для России институт омбудсмена».