Бухгалтерская фирма «ДжиАр Аудит» сегодня со своими читателями хочет поговорить о разнице между инвентаризацией, которую проводят сотрудники предприятия и инвентаризации, которую может провести налоговый работник.
Подп.6 п.1 ст.31 НК РФ гласит, что налоговый инспектор имеет право осмотреть любое помещение, склад или территорию, которую использует налогоплательщик, не зависимо от места их нахождения, и провести инвентаризацию принадлежащего ему имущества.
Причиной для проведения инвентаризации налоговым инспектором может быть результат проверки документации налогоплательщика, осмотр территории помещения, информация, полученная из прочих источников, которая дает основания для предположения о наличии имущества, не зафиксированного в учете компании. Или же инвентаризация со стороны налогового сотрудника может быть следствием каких-либо контрольных мероприятий, которые дают основания для предположения об отсутствии имущества, которое указано в бухгалтерских или налоговых документах.
Инвентаризация не может проводиться при дополнительных формах налогового контроля, только лишь при выездной проверке. Об этом говорит ст. 92 НК РФ.
Положение о порядке осуществления инвентаризационных действий над имуществом налогоплательщиков при налоговой проверке регламентирует порядок ее проведения. Основными направлениями такой инвентаризации являются проверка точности и полноты отражений в учете обязательств, сравнение данных бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества, выявление неучтенных объектов и фактического наличия имущества, которые подлежат налогообложению.
Подлежит инвентаризации любое имущество плательщика налогов, независимо от места его нахождения. Это основные средства, неметериальные активы, производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства, финансовые активы. Выдать распоряжение на проведение инвентаризации может как руководитель (его заместитель) налоговой инспекции по месту нахождения налогоплательщика, так руководитель (его заместитель) налоговой инспекции по месту нахождения недвижимости налогоплательщика.
Форма распоряжения налогового инспектора на проверку должна быть зарегистрирована в специальном журнале, который предназначен для регистрации соответствующих распоряжений. Осуществлять проверку фактического имущества налоговые инспектора должны в присутствии материально ответственного лица, должностного лица, работника бухгалтерии налогоплательщика. В ходе инвентаризации должны быть составлены в двух экземплярах акты инвентаризационного имущества и инвентаризационные описи.
В результате проведенной работы должна быть составлена ведомость результатов, которые выявила инвентаризация. Подписать ведомость должен председатель инвентаризационной комиссии. Ведомость будет отражена в акте выездной проверки и учтена при рассмотрении материалов дела.
Различия между инвентаризацией проводимой сотрудником налоговой службы и сотрудниками предприятия лишь в том, что ее проводят налоговики. В конце работы материально ответственные лица расписываются в отсутствии к членам комиссии претензий.