Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Российский авторынок: возможно ли преодоление негатива в 2014 году?» Её участники прогнозируют продолжение негативной динамики продаж на российском авторынке. По мнению экспертов, лучше остальных будут чувствовать себя производители бюджетных и премиум-моделей, при этом частично спрос сместится на вторичный рынок.
Несмотря на 4%-ый декабрьский всплеск продаж, за весь 2013 год в России было продано на 5% меньше легковых и коммерческих автомобилей, чем годом ранее – такие данные приводятся в отчёте Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Участники организованной «Финамом» конференции констатируют усиление конкуренции на российском рынке и укрепление позиций производителей бюджетных автомобилей.
Хорошо себя чувствуют производители, в линейке которых есть бюджетные модели, отмечает эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров: «В их числе: Renault, KIA-Hyundai и VW, продажи которого формально снизились, но уж больно хорошо немцы в прошлом году торговали <…>. Как обычно, хорошо продаются машины “большой немецкой тройки”, покупателям премиум-сегмента на кризис пока плевать».
При спаде рынка растёт доля продаж китайских автомобилей, утверждает генеральный директор «Квингруп» Александр Гнездюк: «Это естественный процесс. Автомобили стали отличного качества. Доступны по цене, обеспечены гарантией и наличием запасных частей. Рост производства в Китае очень серьезный. Во главу угла поставлено качество». Впрочем, г-н Захаров не склонен переоценивать активность китайцев, у которых и раньше были всплески продаж, сменявшиеся спадами.
В том, что в 2013 году положительную динамику показывали премиум-сегмент, SUV и китайские бренды, согласен с коллегами и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он приводит данные подготовленного агентством исследования: «Премиум-бренды традиционно не зависят от поведения рынка. <…> Премиум растет быстрее ещё и потому, что срок владения автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в целом по парку. <…> Доля SUV уже превысила 35%. В основном – за счет компактных кроссоверов и, в том числе, за счет так называемых псевдокроссоверов. Хитом года стал Renault Duster, который по большому счету остается вне конкуренции. <…> Китайские бренды, общая доля которых в настоящее время на рынке РФ составляет свыше 3%, будут увеличивать свою долю на 1,5-2% в год. Как правило, китайские бренды пытаются навязать конкуренцию в сегменте недорогих иномарок и кроссоверов».
Частично прошлогодний спад на рынке новых автомобилей эксперты объясняют увеличением продаж на рынке подержанного автотранспорта. «В бюджетном сегменте сейчас идет частичное замещение продаж новых машин подержанными. Парк подержанных иномарок в хорошем состоянии растёт из года в год, и эти машины, попадая на вторичку, являются сильными конкурентами при выборе. Этот процесс будет только нарастать», – прогнозирует г-н Целиков.
Согласно отчёту АЕБ, в 2014 году темпы продаж новых автомобилей в России продолжат постепенно снижаться. «Пока факторы для российского рынка складываются неблагоприятно, и более вероятно умеренное снижение рынка. Однако, ситуация может измениться при введении стимулирующих мер, о которых вскользь упоминалось чиновниками», – говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Снижение рынка в 2014 году, по прогнозу АЕБ, составит минус 3%, делится ожиданиями г-н Целиков: «Хотя мой личный – минус 7%, а может быть и больше. Слишком много негативных факторов в нашей экономике». «Надеюсь, что в текущем году продажи будут незначительно отличаться от прошлогодних. Но здесь все зависит от российской экономики в целом», – добавляет г-н Захаров.
Снижение объёмов авторынка будет происходить на фоне роста цен на новые автомобили – прежде всего, в условиях девальвации рубля, констатируют участники конференции. «Валютный рынок уже дестабилизирован, и не факт, что ЦБ сможет его “привести в чувство”. Самое главное – это настроения потенциальных покупателей, а они сейчас деморализованы и никому не верят», – утверждает г-н Захаров. «Цены на автомобили в РФ в 2014 году будут расти, – соглашается г-н Целиков. – Но не резко, а постепенно. Фактор курса валют тут даже важнее, чем фактор – сбор/компенсация».