Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Потребительский сектор: смогут ли ритейлеры повторить успех прошлого года?» Её участники считают, что сложная макроэкономическая конъюнктура будет оказывать давление на потребительский сектор. Тем не менее, эксперты с умеренным оптимизмом смотрят на долгосрочные перспективы отрасли.
Замедление темпов роста российской экономики будет влиять на ситуацию в потребительском секторе, отмечают участники организованной «Финамом» конференции. «В условиях выраженного замедления экономического роста потребительский спрос остается слабым, что оказывает давление и на ритейл, и на потребительский сектор в целом. В среднем по РФ темпы роста розничных продаж в сопоставимых ценах в 2013 году были примерно в 1,5 раз ниже, чем в 2012 году, и по предварительным оценкам составили только около 4%. В 2014 году, учитывая неблагоприятные прогнозы, динамика может ещё снизиться на 1-1,5 п.п.», – прогнозирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Вместе с тем, отмечает он, негативные тенденции могут быть компенсированы достаточно быстро в случае общей стабилизации ситуации в горизонте 1-2 лет.
В России розничные продажи на многих рынках последние 2-3 года росли двух-трёхзначно, отмечает представитель ГК «Связной» Мария Заикина, объясняя такую динамику, прежде всего, ростом с «нуля»: «Ситуация, когда темпы роста замедляются, может свидетельствовать всего лишь о том, что конкретный рынок переходит из фазы бурного роста в фазу зрелости, в рамках которой активно будут расти уже не продажи в целом, а продажи конкретных категорий». По мнению г-жи Заикиной, в условиях высокой конкуренции выиграют те ритейлеры, которые дадут клиентам возможность покупать товары через разные каналы – сегодня в магазине, завтра через сайт, послезавтра через колл-центр или мобильное приложение.
Онлайн-торговля имеет большой потенциал для развития в России по мере роста интернет-аудитории, утверждает аналитик «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева. По её мнению, росту онлайн-сегмента способствует большая экономическая эффективность (ввиду отсутствия издержек на аренду торговых площадей, персонал и т.п.), однако игроки сталкиваются и со значительным числом проблем: «Среди них – слабость логистической и транспортной инфраструктуры (зачастую – дефицит складских мощностей, недостаточно развитая и качественная сеть дорог вдали от основных магистралей и т.п.)».
Потенциал развития сохраняется и у крупных компаний потребительского сектора, показавших в 2013 году значительный рост, добавляет г-н Гончарук: «Основной фокус их внимания должен быть направлен на рост рентабельности бизнеса, оптимизацию логистики и структуры активов с точки зрения локального расположения. Несмотря на текущую перекупленность, наиболее удачная модель остается у “Магнита”. Потенциал развития остается у Х5. Конечно, ждать такого сильного роста, который демонстрировал сектор в последние несколько лет, не стоит, но в целом инвестиции в ритейл на долгосрочный период выглядят достаточно интересно».
Давление на показатели крупных игроков потребительского сектора продолжат оказывать рост конкуренции и снижение потребительской активности, уверен аналитик ИГ «Энергокапитал» Егор Гончарук: «Однозначно увеличение масштаба бизнеса затрудняет процессы управления им и, как следствие, сказывается на финпоказателях компании, также имеет место и ”насыщение рынка“, игрокам приходится осваивать Центральную Сибирь, Москву… (те рынки, где конъюнктура однозначно хуже). Однако да, наблюдается замедление роста, но об откровенно слабых результатах говорить пока не стоит». Эксперт прогнозирует, что сектор розничной торговли в 2014 году покажет рост на уровне 2,8-3,2%.