Исполнительный директор IVO Systems Владимир Грибанов принял участие в программе «Специальный репортаж» (телеканал «Россия-24″), посвященной ситуации с отключением системы видеонаблюдения за дорожным движением на федеральных трассах Московской области. Как известно, в ночь с 9 на 10 января более 100 комплексов видеонаблюдения (всего их 149) вывел из строя загадочный вирус. По мнению эксперта IVO Systems, сейчас не менее важно разобраться не только в последствиях, но и в причинах произошедшего сбоя.
«Видеонаблюдение становится все более популярным средством обеспечения безопасности на транспорте, в нефтегазовой промышленности, энергетике, ЖКХ, торговле и социальной сфере – то есть в ключевых отраслях, важных для каждого из нас. Очевидно, что системы видеонаблюдения необходимы на наших дорогах и, несомненно, будут эволюционировать. Эта практика успешно развивается во всем мире, помогает снизить уровень нарушений, а в случае опасности – быстрее принимать меры» — считает Владимир Грибанов.
Рынок промышленного видеонаблюдения и дистанционного мониторинга в России растет на 30% в год — так, в 2012 году его объем составил более 200 млн долларов (по данным IMS Research). Если говорить о видеонаблюдении за дорожным движением, то в Москве, по данным Российской газеты, уже действует более 700 комплексов автоматической фиксации нарушений, и средствами автоматического контроля фиксируется уже более 50% всех нарушений (статистика ГИБДД). Помимо повышения безопасности движения, системы видеонаблюдения позволяют привлекать в государственный бюджет дополнительные поступления (штрафы за нарушение скоростного режима и других правил дорожного движения), а видеозаписи играют важную роль при разборе неоднозначных ситуаций. Но все это — при условии, что системы работают корректно, а данные, обрабатываемые в них, надежно защищены.
Специалисты IVO Systems приводят несколько рекомендаций для тех, кто планирует внедрить систему видеонаблюдения.
• Любой специалист по безопасности скажет, что самым рискованным фактором в любой системе является человеческий фактор. Необходимо разрабатывать корпоративные политики безопасности, четко определять ответственность сотрудников, постоянно контролировать, как все выполняется.
• Контроль на уровне архитектуры решения, средствами самой системы. Например, независимое хранение логов — информации о ее работе. От данных о том, кто, когда, с какими целями входил в систему, зависит успешность анализа инцидентов.
• Контроль качества интеграции решения с другими ИТ-системами: на современных предприятиях и в инфраструктуре городов используется, как правило, целый комплекс различных, взаимосвязанных друг с другом решений. От того, насколько крепко «сшиты» системы между собой, зависит надежность каждой из них и комплекса в целом.
• Выбор современных технологий и оборудования, с высокими показателями защиты.
• Подготовленный и лояльный персонал. Своевременная реакция администратора и его способность быстро распознать изменение поведения системы позволяют значительно уменьшить ущерб от сбоя.
• Реалистичная оценка всех возможных рисков – не только экономических: при составлении модели угроз нужно принимать во внимание любые внутренние или внешние факторы, оценивать их возникновения, силу влияния, пути минимизации.
• Сотрудничество с разработчиками, которые действительно обладают необходимой квалификацией и опытом. Рынок молодой, и на нем много компаний, которые только начинают осваивать этот перспективный сегмент ИТ. Важно работать с теми, кто может подтвердить свой опыт, предложить широкий выбор технологий и решений, предоставить не только оборудование и ПО, но и консалтинг.