Специалисты аналитического отдела «Миэль-Новостройки» рассмотрели основные направления развития первичного рынка Подмосковья в 2013 году и выделил наиболее значимые тенденции и изменения.
* КОТ – комплексное освоение территории
1. Предложение сделает финишный рывок в декабре
В декабре 2012 года на рынке Московской области на расстоянии до 30 км от МКАД был представлен 961 корпус, в ноябре текущего года объем предложения вырос на 1% и составил 969 корпусов. «Это вовсе не означает, что строить в этом году стали меньше. Дело в том, что в ноябре многие застройщики еще не успели вывести анонсируемые объекты в реализацию. Старт продаж некоторых проектов намечен на декабрь, поэтому объем предложения в декабре продемонстрирует более высокие показатели. Также часть застройщиков переориентировалась на развитие новых проектов в Новой Москве», – комментирует Софья Лебедева, генеральный директор «Миэль-Новостройки».
2. Комфорт на продажу
В 2013 году объем предложения сократился только в сегменте эконом на 2% за счет переноса ряда крупных площадок в Новую Москву и вымывания готовых проектов с рынка. Предложение комфорт-класса уверенно выросло на 5%, а бизнес-класса – на 2%. Большинство новых объектов в 2013 году вышло в сегменте комфорт – 59%, на втором месте жилье экономкласса – 35%, доля новых объектов бизнес-класса составила 6%.
3. Этажность вниз – предложение вверх
В 2013 года году продажи стартовали в 300 корпусах. При этом доля малоэтажного жилья продолжает увеличиваться, по сравнению с прошлым годом количество корпусов выросло на 7% и теперь составляет 30% от общего объема предложения на расстоянии до 30 км от МКАД.
4. Монолит с кирпичом теснят панель
В 2013 году больше всего на рынок вышло монолитно-кирпичных корпусов, их доля составила 53%. Панельных корпусов оказалось несколько меньше – 31%, домов, возводимых по монолитной технологии, вышло 16%.
5. Весь юго-запад переехал в Москву
Лидирующим направлением по количеству вышедших корпусов в 2013 году стал запад – 21% от общего объема новых корпусов, на втором месте оказался восток – 19%, на третьем был юг –18%. Меньше всего новых проектов появилось на юго-западе – 1%, что связано с изменением территориальных границ Московской области и переходом части территории к Москве. Таким образом, у Московской области фактически нет юго-западного сектора, поскольку весь он теперь принадлежит столице.
6. Цены VS инфляция: догнать, но не перегнать
По сравнению с прошлым годом средневзвешенная цена выросла на 6% и составила 76,5 тыс. руб./ кв.м. Наибольший прирост стоимости продемонстрировал бизнес-класс, который вырос в цене на 22% (126,2 тыс. руб./кв.м.), что связано в первую очередь с повышением строительной готовности уже реализуемых объектов. Средневзвешенная цена на жилье комфорт-класс увеличилась до 75,6 тыс. руб./кв.м. (+4%), на новостройки экономкласса – до 69,7 тыс. руб./кв.м. (+2%).
7. Метро – долгожданная роскошь… и локомотив для цены
Открытие станций метро «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» спровоцировало локальный рост цен на первичном рынке в Котельниках и Люберцах уже с момента начала строительства. За два года возведения новых станций средние цены в указанных районах продемонстрировали уверенную восходящую динамику и выросли на 15-20%. «На сегодня транспортная доступность – один из решающих факторов при выборе жилья, поэтому улучшение этого показателя, особенно открытие метро в районе, способно вызвать серьезный рост стоимости недвижимости», – отмечает Софья Лебедева.
8. КОТы захватывают область
«На подмосковном рынке растет количество проектов по комплексному освоению территорий (КОТ), которые предполагают качественно новый подход к застройке. Основной принцип такого подхода заключается в том, что граждане тратят свои деньги там, где и заработали, то есть социально-экономическая граница между Москвой и Подмосковьем нивелируется за счет обеспечения места проживания не только необходимой инфраструктурой для жизни, но и рабочими местами. При этом ставка делается не на офисные агломерации, которые преобладают в столице, а скорее на создание технологических производств и технопарков, где могли бы работать местные специалисты», – резюмирует Софья Лебедева.