Без преувеличения можно сказать, что 2013 год был для саморегулирования в строительстве достаточно насыщенным в плане крупных событий и изменений. Менялось законодательство, структура курирующих органов в рамках исполнительной власти РФ, обозначились новые тенденции в отрасли и саморегулировании в целом.
Прокомментировать итого уходящего года и дать некоторые прогнозы на 2014 год мы попросили генерального директора СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрия Мурзинцева.
Законодательство
Поправки в статью 60 Градостроительного кодекса (ГрК), вступившие в силу с 1 июля 2013 года, серьезно изменили систему возмещения вреда третьим лицам и, соответственно, механизмы страхования ответственности членов строительных СРО. Новые требования породили ряд противоречий, наличие которых подтверждают даже сами законодатели.
В новой редакции закона ответственность снимается со строителей и перекладывается на собственника здания. В первую очередь возмещать ущерб будет именно он. После этого собственник вправе искать виновника разрушения. Если виновником является строительная или проектная организация — член СРО, ей будет предъявлено регрессное требование.
Важно, что поправки ввели компенсации сверх возмещения вреда в размере от 1 до 3 млн. руб. на пострадавшего. Поправки также заменили субсидиарную ответственность членов СРО на солидарную, и поэтому большинство СРО подняли планку минимальной страховой суммы для своих членов до 3-5 млн. руб. Кроме того, многие СРО заинтересовались страхованием рисков от регрессных обращений к СРО. Отныне по закону СРО несет солидарную ответственность вместе со строительной организацией. Таким образом, лицо, выплатившее ущерб, вправе обратиться с требованием сразу к СРО, где состоит организация, виновная в причинении ущерба.
«В случае обращения в саморегулируемую организацию предъявленные требования будут покрываться из компенсационного фонда, а значит, возникнет необходимость его пополнения за счет дополнительных взносов членов СРО. Кроме того, в таком варианте возмещения ущерба возникает риск исчерпания фонда, что ставит под угрозу само существование саморегулируемой организации», — отмечает Дмитрий Мурзинцев.
На сегодняшний день саморегулируемые организации рассматривают возможность обезопасить себя от непредвиденных расходов на пополнение компенсационного фонда с помощью договоров коллективного страхования финансовых рисков членов СРО.
«Изначально поправки в Ст. 60 ГрК должны были упростить возмещение вреда пострадавшим, - продолжает Дмитрий Мурзинцев. – Однако в итоге создалась неоднозначная ситуация с точки зрения лиц, несущих солидарную ответственность: с высокой вероятностью ущерб будут покрывать не виновники происшествий, а саморегулируемые организации. Компенсационный фонд СРО, в свою очередь, становится скорее источником дополнительных рисков для СРО. При этом на текущий момент нет четкого понимания, какие страховые механизмы способны обеспечить саморегулируемой организации оптимальную защиту от рисков, возникших в результате внесения указанных поправок. Предлагаются различные варианты, но ввиду возможности дальнейших доработок законодательства, однозначного ответа на возникший вызов пока что нет».
Помимо серьезных изменений в сфере обеспечения ответственности членов СРО, 2013 год принес целый ряд нововведений в области раскрытия информации о деятельности саморегулируемых организаций.
В начале декабря 2013 года вступил в силу федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций». Основным нововведением закона стало требование о размещении систематизированного и достоверного реестра членов саморегулируемой организации на сайте СРО. Кроме того, на своем официальном сайте саморегулируемая организация обязана разместить достоверные и актуальные копии правил и внутренних документов организации, информацию о структуре и компетенции органов управления, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления и сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа и так далее.
«По мнению строительного и проектного сообществ, в законе во многом не были учтены озвученные ими мнения и предложения. Тем не менее, невозможно не признать, что принятие данного документа стало первым шагом к формированию реальной информационной открытости саморегулируемых организаций, ориентированной на поддержку добросовестности и развитие честной конкуренции», - подчеркивает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс».
В целом саморегулируемое сообщество настроено на активную работу по совершенствованию законодательства, устанавливающего требования к работе саморегулируемых организаций. Планируется, что данная деятельность будет проводиться в тесном взаимодействии и диалоге с органами исполнительной власти, ответственными за регулирование исполнения нового закона. Безусловно, открытые обсуждения также будут проходить на различных общественных площадках, в рамках рабочих и экспертных групп.
Будущий год, как ожидается, не станет исключением из правил в плане очередных изменений в законодательстве. Ожидается внесение поправок в документы, являющиеся базовыми для саморегулирования в строительстве. «В частности, почти наверняка серьезно будет меняться Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», - говорит Дмитрий Мурзинцев.
Перестановки
В течение 2013 года произошли очень серьезные изменения в системе органов государственной власти, так или иначе курирующих саморегулирование в строительной отрасли. Напомним, что соответствующие полномочия сначала были переданы от Министерства регионального развития РФ Госстрою. В конце года довольно неожиданно они перешли к Министерству по строительству и ЖКХ. В результате саморегулирование оставалось на протяжении большей части года в некотором роде без пристального присмотра со стороны профильных ведомств, что, в свою очередь, не могло не привести к нарушению работы механизмов двустороннего взаимодействия.
При этом, как замечает Дмитрий Мурзинцев, контрольные функции остались у Ростехнадзора, то есть предыдущие прогнозы по тем или иным причинам не оправдались. В связи с таким ходом событий Ростехнадзор в определенной степени активизировал свою работу. Правда, с сожалением можно констатировать, что проект внедрения электронного документооборота между СРО и Ростехнадзором был свернут, хотя саморегулируемые организации всерьез рассчитывали на облегчение взаимодействия с регулятором уже в этом году.
«Давать прогнозы в сложившейся обстановке довольно тяжело, - добавляет генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс». – Поскольку вновь созданное ведомство пока не обозначило свои основные принципы и планы по взаимодействию с саморегулируемым сообществом».
Внутренние тенденции
«Саморегулируемые организации стали проявлять большую активность в контексте законодательной работы, увеличилось количество реализуемых проектов по доработке законодательных актов, появляются новые рабочие группы на самых различных площадках, включая ТПП, РСПП, Национальные объединения СРО», - говорит Дмитрий Мурзинцев.
На очередной виток развития вышли и ранее обозначившиеся тенденции. Так, не останавливается борьба с так называемыми «коммерческими» СРО, начинавшаяся с большим размахом. Тем не менее, выяснилось, что проблема в некоторой степени преувеличена, и процент недобросовестных СРО невелик на фоне общего числа саморегулируемых организаций. «Безусловно, работу по развитию механизмов внутреннего контроля сообщества необходимо продолжать, однако не стоит переоценивать влияние «коммерческих» СРО на весь институт саморегулирования в целом», - добавляет генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс».
В 2013 году продолжилось становление системы профессионального образования в строительной отрасли. Национальные объединения СРО и профессиональные сообщества придают данному вопросу большое значение, проводят комплексную работу по совершенствованию систем основного и дополнительного образования, особе внимание уделяя всему, что связано с повышением квалификации специалистов. И все же, многие организации пока что подходят к повышению квалификации с чисто формальной стороны, констатирует Дмитрий Мурзинцев.
А вот судьба института негосударственной экспертизы все так же находится в подвешенном состоянии. Дальнейшие его перспективы не до конца понятны. С одной стороны, Госстрой выдвигал инициативу о поэтапной отмене экспертизы вообще, с другой – профессиональное сообщество высказалось против такого шага, да и само ведомство в итоге было преобразовано.
«Вместе с тем в уходящем году мы стали свидетелями интенсивной работы по развитию проектирования, в том числе, связанной с оформлением технологического проектирования в качестве равноправного вида проектной деятельности. Активная часть профессионального сообщества последовательно осуществляет целенаправленные шаги по поднятию статуса и значимости инженерной деятельности, формированию профессиональных стандартов, разработке профильного закона и изменений в ГрК», - рассказывает Дмитрий Мурзинцев.
«Кроме того, постепенно усиливается тенденция к формированию специализированных отраслевых СРО. На сегодняшний день существуют отраслевые СРО в металлургии, жилищном строительстве, машиностроении, энергетике, нефтегазовой отрасли, атомной энергетике. Деятельность отраслевых СРО подразумевает разработку дополнительных требований и стандартов для членов СРО, где учитывается отраслевая специфика, особые требования, связанные с конкретной профессиональной деятельностью. Членство в подобном отраслевом СРО позволит укрепить авторитет организации, получить более высокий статус, оно способно стать свидетельством профессиональной компетентности и надежности», - добавляет он.
Госзакупки
Закон «О федеральной контрактной системе» (далее – Закон о ФКС) вступит в силу с 1 января 2014 года. Чем ближе срок перехода к новому закону, тем сильнее проявляются изменения в жизни заказчиков и поставщиков.
Самым значимым изменением с точки зрения доступа к торгам станет переход заказчиков и поставщиков на новую квалифицированную электронную подпись. Также закон о ФКС изменит правила проведения конкурсов, позволит вести централизованные закупки, заметно усилит контроль на этапе планирования и обоснования закупок. Обновление коснется и электронных аукционов.
Появится механизм одностороннего отказа от исполнения контракта, доступный как заказчикам, так и поставщикам. Электронный документооборот может выйти за пределы электронных аукционов, так как части 1 и 2 статьи 5 Закона о ФКС позволяют передавать документы в электронном виде при любых способах определения поставщиков, а не только в рамках электронных аукционов.
«В целом, закон о ФКС позволит бороться с демпингом в сфере строительных услуг и даст возможность учитывать квалификационные параметры участников в рамках конкурса», - уточняет Дмитрий Мурзинцев.
С течением времени все новые и новые отрасли переходит на саморегулирование, создавая для себя дополнительные возможности в части самостоятельного эффективного развития. На фоне такого роста увеличивается количество мероприятий, предназначенных для обмена опытом, обсуждения актуальных проблем. Ежегодно проводятся форумы, конференции, в том числе под эгидой таких общественных организаций как ТПП, РСПП и т.д.
Развитие саморегулирование как общественного института влечет за собой совершенствование работы Национальных объединений СРО в строительстве. В текущем году много внимания уделялось целевому использованию бюджетов, и эта работа продолжится в будущем. Также будет решаться вопрос, связанный с рекомендательно-факультативным характером работы комитетов при Национальных объединениях.
«Развитие саморегулирования продолжится. Последуют новые законодательные изменения. Решится вопрос с выбором оптимальных страховых продуктов в реалиях действия новой системы ответственности. Продолжится консолидация профессиональных сообществ и усилится тенденция к формированию отраслевых СРО», - подытоживает свой прогноз генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев.