Дэвид Лезар, председатель совета директоров, президент и главный исполнительный директор одной из крупнейших нефтесервисных компаний мира Halliburton в эксклюзивном интервью журналу Offshore [Russia] рассказал о том, как компания видит свою роль и перспективы в освоении арктического шельфа, реализации сверглубоководных проектов, об амбициозных стратегических планах компании, а также поделились своими соображениями относительно ГРП на шельфе и разработки газовых гидратов.
Нефть по-прежнему остается главным источником энергии в мире, и спрос на нее продолжает расти. Добыча на зрелых месторождениях сокращается, и уже около одной трети всей нефти добывается на шельфе. Логично предположить, что эта доля будет увеличиваться, главным образом, за счет добычи нефти с глубоководных месторождений, а также разработки Арктики. Но так ли это просто?
Низкие температуры, сильнейшие ветра, полярная ночь, минимальная видимость, движения льдов, течения, отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры, логистические проблемы, не говоря уже о колоссальных затратах, - таков далеко не полный список сложностей, с которыми будут сталкиваться добывающие и сервисные компании, осуществляющие свою деятельность в арктическом регионе.
Также принципиальным вопросом является соблюдение экологической безопасности в хрупких уникальных экосистемах. Нефтегазовые компании, работающие сегодня в уникальных глубоководных районах, уже сталкивались с подобными проблемами. «Для того чтобы работать в Арктике, необходимо обладать большим опытом работы на глубоководье, поскольку многие технологии и технологические процессы придется адаптировать к экологически уязвимым арктическим районам», - считает Дэвид Лезар.
Константин Шилин, генеральный директор Halliburton International Russia, в этом же совместном интервью отмечает: «Трудности находятся за пределами кораблей и буровых. В Арктике нет инфраструктуры и рабочей силы».
Освоение арктического шельфа – весьма дорогостоящее предприятие. Целесообразна ли такая затратность? По мнению Дэвида Лезара, «Очевидно, что компании, реализующие проекты в Арктике, такие как «Роснефть», ExxonMobil, Shell и другие, верят в то, что их проекты могут выстоять в коммерческой конкурентной борьбе. Однако этим проектам придется конкурировать и с новыми технологиями на традиционных зрелых месторождениях, и с разработкой сланцевой нефти, и с новыми месторождениями».
Что касается глубоководья, то в компании Halliburton полагают, что добыча нефти с глубоководных месторождений увеличится к 2035 году более чем вдвое. Дэвид Лезар оптимистично смотрит на глубоководное бурение: «Мы смогли полететь на луну, стало быть, мы сможем бурить на глубоких водах безопасно и с соблюдением экологических требований».
Применения самых современных технологий требуют условия шельфовых работ, и к появлению чего-то нового в этой области приковано внимание специалистов. Проведение гидроразрыва пласта на шельфе вызывает все больше дискуссий, и Halliburton не может остаться в стороне от этого. Разработка новаторских решений проведения ГРП позволяет получить доступ к продуктивным пластам, которые до этого рассматривались как экономически невыгодные.
Не менее спорным является вопрос о будущем газовых гидратов: когда они смогут экономически эффективно извлекаться из недр и как это повлияет на энергетический рынок. «Исследования Halliburton сконцентрированы на разработке цементного раствора, низкоплотных ингибиторов гидратообразования и программного обеспечения, которые позволят предотвратить негативные последствия разработки газогидратов», - отмечает Дэвид Лезар.
В целом, стратегия Halliburton структурируется по трем главным направлениям: завоевание лидерства в сфере освоения нетрадиционных углеводородов, повышение нефтеотдачи пластов на зрелых месторождениях, и, наконец, достижение лидерства в осуществлении глубоководных проектов. Об этих направлениях Дэвид Лезар более подробно рассказал в интервью Oil & Gas Journal Russia, где глава компании также оценил историческое противостояние со Schlumberger: «Я бы сравнил нас с двумя боксерами-тяжеловесами: мы наносим друг другу удары, но никто из нас не отправил пока своего соперника в нокаут».