В последнее время много говорят о гражданском обществе. В широком смысле это понятие можно трактовать как самоорганизацию граждан в той или иной форме. В Москве в силу различных обстоятельств эта гражданская самоорганизация представлена сегодня в наиболее развитом виде, считает генеральный директор «ИМА-консалтинг» Вартан Саркисов.
Москвичи лидируют в таком непростом процессе, как реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в частности - в создании товариществ собственников жилья. Столица занимает первое место по количеству ТСЖ в России, раньше других осознав, что новые экономические условия требуют брать управление жильем под свой контроль.
Проблемы перехода к новой форме управления жильем можно условно разделить на две части: к первой относятся вопросы, связанные с организацией собственников жилья, ко второй - проблемы выбора организации-подрядчика на обслуживание дома.
Из трудностей переходного периода можно отметить порочную практику создания ТСЖ застройщиками на стадии строительства или сдачи дома в эксплуатацию, что приводит к лоббированию интересов застройщика. Многие жители не располагают достаточной информацией о реформе ЖКХ, о том, какие плюсы и минусы она с собой несет. Не налажена должным образом система информирования граждан о реформе. Что касается проблемы, связанной с выбором управляющей компании, главной сложностью здесь остается неразвитость рынка частных услуг в сфере ЖКХ. Рынка фактически пока нет. Но это означает лишь то, что не созданы все необходимые условия для его развития. А так как вопрос о передаче управления домами в руки собственников решен и пересмотру не подлежит, развитие этого рынка- дело ближайшего будущего, и условия для управляющих компаний пора создавать уже сегодня. Вопрос требует осторожного подхода: не стоит пытаться обеспечить приход в жилищно-коммунальную сферу частных компаний любой ценой. Было бы ошибкой сейчас уничтожать ДЕЗы. Там, где люди осознали, что их комфортная жизнь зависит от них самих, конечно, надо стремиться к появлению управляющих компаний. Там же, где люди еще не готовы к нововведениям, вполне могут справляться и ДЕЗы. Ломать, как известно, не строить. И если не упускать из виду основную цель реформы ЖКХ - обеспечить необходимые условия для самоуправления граждан в жилищной сфере, соблюдая одновременно, как это делают в Москве, социальную ориентацию реформы, - результат оправдает ожидания.