Блог Станислава Сикачины, менеджера Cisco по развитию бизнеса управляемых услуг
Говоря об облачных технологиях, стоит учитывать, что параллельно с их быстрым развитием в мире происходят фундаментальные изменения, которые, в конечном счете, делают облака еще более востребованными и актуальными. В то время, как глобальные и частные сети стремительно меняются (так, например, ИТ-инфраструктура компании уже не может существовать в формате закрытой системы, полностью изолированной от внешнего мира), компании, реагируя на изменения внешних условий и приспосабливаясь к ним, все чаще задумываются о пересмотре своей ИТ-стратегии. При этом чаще всего встает и вопрос о бизнес-модели организации ИТ-ресурсов.
Предвидя развитие сервисной модели потребления услуг в ИТ-индустрии, компания Cisco анонсировала новую программу предоставления облачных и управляемых услуг (Cloud and Managed Services Program, или CMSP). Основная ее идея столь же проста, сколь и привлекательна: теперь передовые решения Cisco будут доступны конечным пользователям не только в виде оборудования, но и в виде облачного сервиса, предоставляемого партнерами Cisco. У заказчиков появляется выбор: либо покупать серверы, программное обеспечение, ресурсы ЦОД, сетевое оборудование и включать в штат специалистов для обслуживания всей системы, либо перейти на модель потребления ресурсов из облака.
Происходящие в мире изменения достаточно серьезны. Об этом свидетельствуют оценки Cisco и прогнозы ряда исследовательских компаний. Вот лишь несколько цифр:
• сегодня в мире 13 млрд подключенных к Интернету устройств, по два на каждого жителя Земли;
• к 2020 году к Интернету будет подключено 50 млрд устройств – по шесть на каждого человека;
• каждый час в мире продают 4 тысячи новых планшетов;
• к 2014 году глобальный объем IP-трафика увеличится вчетверо благодаря росту передачи видеоконтента;
• к 2016 году видеотрафик будет составлять около 70% общемирового мобильного трафика;
• к 2014 году 78% предприятий будут использовать модель частного облака.
Основных предпосылок столь серьезных изменений, на наш взгляд, три:
Мобильные решения и концепция BYOD (bring your own device)
По мере роста популярности мобильных устройств все больше компаний рассматривают возможность предоставления сотрудникам доступа в корпоративную сеть с их личных смартфонов и планшетов. Это позволяет компаниям сократить издержки на оборудование. Кроме того, подсчитано, что сотрудник, пользующийся собственной техникой, ежегодно тратит на работу в среднем на 280 часов больше. Рост популярности BYOD зависит от способности компаний обеспечить безопасность и контроль доступа к корпоративным ресурсам не только из офиса, но и из любой точки, где может находиться сотрудник.
Совместная работа, в том числе с использованием видео высокого качества
Согласно исследованию Cisco Work Force Study , две трети опрошенных не считают свое присутствие в офисе необходимым условием для продуктивной работы и хотели бы получить возможность работать в любом месте в любое время. Такие инструменты для совместной работы, как, например, TelePresence и WebEx, позволяют экономить ресурсы, время и силы для максимально эффективного решения поставленных задач.
Центры обработки данных (ЦОД), виртуализация и облачные технологии
В период с 2010 по 2015 гг. среднегодовой темп роста общего облачного IP-трафика составит 66%, к 2015 году облачный трафик составит более трети (34%) всего трафика центров обработки данных. При этом видеотрафик будет составлять две трети всемирного мобильного трафика передачи данных.
Результаты организованного компанией Cisco опроса более 1 300 ИТ-специалистов из 13 стран, в том числе из России , показывают: в 2012 году только 21% респондентов рассчитывали разместить половину корпоративных приложений в облачной среде, а 37% назвали готовую к работе в облачной среде глобальную сеть самым важным условием для внедрения облачных решений. В то же время две трети респондентов из числа корпоративных заказчиков указали на три основные опасения, мешающие им пользоваться облаками. Речь идет о низкой производительности, низком уровне безопасности и о сложности управления облачными решениями.
Тем не менее, несмотря на эти опасения, все больше и больше компаний связывают с облачной бизнес-моделью будущее развитие своей корпоративной инфраструктуры в условиях динамически меняющейся ситуации, поскольку на рынке существуют продукты и решения, способные обеспечить высокий уровень производительности, масштабирования, гибкое и удобное управление, а самое главное - end-to-end безопасность.
Так, согласно исследованию IDC, российский рынок облачных сервисов в 2012 году вырос на 70,7% до 209 миллионов долларов, а к 2017 году увеличится до 1,2 миллиарда долларов. При этом 57,2% российских компаний, использующих облачные решения, планируют в будущем увеличить расходы на подобные проекты, 31,4% сохранят такие расходы на прежнем уровне, и только 11,4% выразили желание снизить расходы.
Рост интереса к облакам я вижу и у наших клиентов в России, что объясняется их потребностью в гибких и современных решениях, позволяющих значительно быстрее модернизировать IT-инфраструктуру в соответствии с требованиями бизнеса. Как правило, компании начинают переход в облако с небольших пилотных проектов в региональных подразделениях. В рамках таких проектов можно протестировать сервисы и принять решение о дальнейшем развитии той или иной модели.
Любой корпоративный заказчик, рассматривая вопрос перехода на облачные сервисы, будет предъявлять к облакам не менее, а иногда и более жесткие требования, чем к традиционной ИТ-инфраструктуре. Управляемые и облачные сервисы от Cisco (Cisco Powered) уникальны тем, что обладают такой же высокой надежностью, гибкостью, масштабируемостью и защитой, как традиционные «железные» решения.
На сегодня партнер Cisco по своему желанию может организовать предоставление следующих Cisco Powered-сервисов:
- TPaaS (Telepresence as a Service) – организация видеоконференций высокой четкости;
- HCS (Hosted Collaboration Solution) – платформа предоставления услуг унифицированных коммуникаций;
- HCS for СС (Hosted Collaboration Solution for Contact Center) – платформа предоставления услуг унифицированных коммуникаций для контакт-центров;
- IaaS (Infrastructure as a Service) – ИТ-инфраструктура как сервис.
- DaaS (Desktop as a Service) – удаленный рабочий стол.
Для успешной работы в облачных средах необходимо, прежде всего, построить правильную архитектуру, способную удовлетворить все текущие потребности заказчика и очень гибко и быстро адаптироваться к изменениям в будущем.
Архитектуры, на базе которых построены Cisco Powered-сервисы, прошли испытания в ЕANTC (European Advanced Network Test Center), независимом центре, специализирующемся на настройке и тестировании корпоративных сетей для самых разных заказчиков и отлично понимающем специфику требований. Тесты упомянутых архитектур готовились полгода, затем восемь недель шли испытания, в рамках которых инженеры проверяли работу приложений, загружали их различными типами трафика, тестировали видеовызовы и возможность работы с мобильных устройств всех типов, оснащенных разными операционными системами, способность работы с большой нагрузкой, уровень безопасности и ряд других параметров. После этого EANTC выдал сертификат полного соответствия архитектуры Cisco Powered самым современным требованиям.
Компания Cisco ведет свой бизнес, взаимодействуя с большим количеством партнеров. При этом, в зависимости от уровня компетенций, накопленного опыта и реализованных проектов, статус партнера может варьироваться от обычного «зарегистрированного» до самого высокого – «золотого». Теперь же у Cisco появился еще один тип партнеров – партнеры, предоставляющие облачные и управляемые услуги (Cloud and Managed Services Partner, или CMSP).
Задача программы предоставления облачных и управляемых услуг (Cloud and Managed Services Program) заключается в том, чтобы надежность и качество сервисов из облака были равными или даже превосходили надежность традиционных решений, уже знакомых клиентам компании. Поэтому, чтобы стать партнером уровня CMSP, ИТ-компания обязана пройти соответствующий аудит и иметь практическую возможность предоставлять сервисы Cisco Powered.
Статус CMSP обязывает партнера соответствовать весьма жестким стандартам – в частности, обладать центром обработки данных, круглосуточно доступным для клиентов центром управления сетью (NOC), лабораторией для моделирования и последующего воспроизведения сложных ситуаций и тестирования новых функций продукта. Партнер должен обладать физическими и техническими ресурсами, позволяющими обеспечивать надежность решения и его гибкое масштабирование. Помимо этого, компания со статусом Cloud and Managed Services Partner обязана соблюдать множество процедур, поддерживающих непрерывность бизнес-процессов клиентов.
Мы рады назвать нашего первого российского партнера уровня CMSP – компанию CTI. В сентябре 2013 года CTI получила статус Master Cloud and Managed Services, а также сертификаты по двум сервисам Cisco Powered: Managed Business Communications и Unified Contact Center, – и уже в декабре текущего года начнет предоставлять клиентам услуги HCS (Hosted Collaboration Solution), унифицированные коммуникации как сервис.
Вторым нашим российским партнером по программе CMSP станет компания «Микротест», которая готовится к сертификации как партнер Cisco, предоставляющий услугу «Инфраструктура как сервис» (IaaS).
Бизнес сегодня должен обеспечивать соответствие своей ИТ-инфраструктуры новой цифровой реальности, и задача Cisco как провайдера самых передовых решений в области телекоммуникаций состоит в том, чтобы предоставлять надежные и эффективные сервисы, соответствующие быстро меняющимся запросам потребителей. Новая программа по предоставлению облачных и управляемых услуг от компании Cisco станет еще одним инструментом построения эффективной и экономичной ИТ-инфраструктуры для организаций любого профиля и размера.