Уже в конце этого месяца многим организациям предстоит предоставление уведомления о контролируемых сделках, а вопросов у бизнес-сообщества о том, как их заполнять, какие сделки включать и какими документами подтверждать, накопилось немало.
Под предметом двух- или многосторонней сделки, по общему правилу, понимается обязательство, предусматривающее определенные действия сторон сделки в отношении некоторого блага, по поводу которого возникает обязательство
На эти вопросы отвечает Дмитрий Валерьевич Вольвач, начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества, государственный советник Российской Федерации 1 класса:
Сейчас в профессиональном сообществе обсуждается вопрос несоответствия формы уведомления о контролируемых сделках и требований по ее заполнению положениям статьи 105.16 Налогового кодекса. Налоговое ведомство расширило объем информации, которую налогоплательщик обязан сообщить в уведомлении по сравнению с требованиями Кодекса. Планируется ли изменение формы уведомления? Почему налоговое ведомство дополнило форму иной информацией? Имеет ли компания право не предоставлять данные, которые не требует указывать Налоговый кодекс? Что ее ждет при таком варианте развития событий?
Мнение о том, что ФНС России необоснованно расширила объем информации в уведомлении о контролируемых сделках, лишь подчеркивает незнание норм налогового и гражданского законодательства.
Поясню почему. В Налоговом кодексе указывается, что в уведомлении отражается предмет сделки. При этом самого понятия "сделка" он не содержит, равно как и понятия "предмет сделки". Согласно статье 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии с Гражданским кодексом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Также установлено, что сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Правила, предусмотренные разделом V.I Налогового кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы. Следовательно, под сделками в целях раздела V.I Налогового кодекса понимаются только двух- или многосторонние сделки (договоры). В Гражданском кодексе указано, что договор (двух- или многосторонняя сделка) как юридический факт является основанием возникновения обязательственных правоотношений. При этом предметом (объектом) обязательства является то, по поводу чего оно возникает и существует. Возникают обязательства по поводу действий должника, таких, как передача имущества (в т. ч. вещей, прав и т. п.), выполнение работ, оказание услуг, уплата денег и т. д. Таким образом, объектом обязательства является определенное действие (или действия), обеспечивающее перемещение (товарообмен) или создание определенных благ. Предметом исполнения обязательства (не сделки непосредственно) является само благо, по поводу которого возникает обязательство (вещь, результат работы, услуга, иной объект гражданских прав).
Следовательно, под предметом двух- или многосторонней сделки, по общему правилу, понимается обязательство, предусматривающее определенные действия сторон сделки в отношении некоторого блага, по поводу которого возникает обязательство (вещь, результат работы, услуга и т. д.), а не только наименование товара (работы, услуги), как это пытались представить отдельные представители "профессионального сообщества". При этом ФНС России из множества характеристик предмета сделки, содержащихся в Гражданском кодексе и Налоговом кодексе, в форму уведомления включила лишь самые необходимые для однозначной идентификации предмета и сторон контролируемых сделок, что требуется по закону для представления в налоговые органы.
Абсолютно логично, что ВАС РФ подтвердил соответствие Налоговому кодексу формы уведомления о контролируемых сделках.
Поэтому, если позволите, я посоветую налогоплательщикам думать не о том, "что мне будет, если не сделаю то или это", а добросовестно исполнять закон. Только в этом случае вы не столкнетесь с претензиями налоговых органов.