Депутаты Государственной Думы РФ 22 ноября приняли поправки в КоАП, касающиеся ответственности заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа за нарушение госконтракта. Ряд изменений, нацеленных на совершенствование сферы гособоронзаказа, были инициированы Первым зампредом Думского Комитета по промышленности, Первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым.
"Актуальность внесения подобных поправок в Кодекс об Административных правонарушениях обусловлена вступлением в силу 1 января 2013 года федерального закона "О Государственном оборонном заказе", где ответственность заказчика и исполнителя ГОЗ за нарушение условий контракта, к сожалению, прописана не была", - пояснил депутат.
"Мы уверены, что наказание за срыв гособоронзаказа должно быть симметричным, и распространяться не только на исполнителей, но и на его заказчиков. Кроме того, ответственность за нарушение госконтрактов необходимо возложить и на более низкие ступени производственной цепи – комплектаторщиков и поставщиков", - заявил Владимир Гутенев.
"Предприятия - члены СоюзМаш России и ЛСОП, участвующие в исполнении гособоронзаказа, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда заказчик необоснованно менял сроки, условия поставки, а нередко и технические характеристики, внося достаточно серьезные изменения в первоначальные проекты. Все это самым негативным образом сказывалось на сроках и качестве исполнения, а, значит, и на рентабельности госконтракта", - рассказал парламентарий. "Если говорить о срывах исполнения ГОЗ, а подобные факты тоже имели место, то здесь, по нашему глубокому убеждению, необходимо ужесточать дисциплину в части выполнения гособоронзаказа как среди головников – крупнейших промышленных производственных предприятий, так и среди ведомств-заказчиков», - подчеркнул законодатель.
Еще одна инициатива, которая в пятницу также была одобрена российскими парламентариями, касается расширения ответственности по пирамиде производственной кооперации на исполнителей первого и второго уровня. "Солидарную финансовую и административную ответственность должны нести не только головные исполнители, но и комплектаторщики и поставщики, по вине которых произошло нарушение сроков, качества или объемов поставок в рамках исполнения гособоронзаказа. Симметрично распространяя ответственность на исполнителей в производственной цепочке, мы повысим качество поставляемой продукции", - уверен депутат.
Кроме того, были приняты изменения, которые позволят исключить возможную предвзятость или недобросовестность надзирающих органов к руководству предприятий, нарушивших условия исполнения ГОЗ. По действующему закону за нарушение условий контракта для должностных лиц установлены административные штрафы от 20 до 50 тыс. рублей, а повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет. Значимость же нарушений не определена.
«Поэтому нами было предложено ввести понятия грубого нарушения. Именно оно влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет. Случаи бывают разными: недопоставлен корабль, или, допустим, 10 гаек. Поскольку и гайки бывают по своей значимости сопоставимы с конечной продукцией, то прописать в законе стоимостное разграничение недопоставок и ответственности за каждый отдельный случай нереально», - пояснил Гутенев. Такой подход, по его мнению, позволит защитить руководителей предприятий и вертикально интегрированных структур в тех случая, когда незначительный повод может послужить формальной причиной для лишения успешных и талантливых руководителей возможности возглавлять предприятие.
Резюмируя принятие поправок в КоАП, Гутенев подчеркнул, что представители промышленных предприятий очень ждали их появления в существующем законодательстве, поскольку изменения, безусловно, будут способствовать улучшению исполнения гособоронзаказа.