В этом году на поддержку малого и среднего бизнеса государство выделило 21 млрд рублей. Однако, как считает директор по развитию «Ассоциации электронных торговых площадок» (АЭТП) Константин Михайленко, не только прямыми инвестициями можно помочь нашему бизнесу выжить - не менее важны сами условия его существования, которые можно значительно улучшить законодательным путем. Так, одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса является стимулирование его участия в процедурах госзаказа.
С 1 января 2014 года вступает в силу федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», дающий субъектам малого предпринимательства (СМП) определенные преференции. Следует отметить, что данные преференции не распространяются на представителей среднего предпринимательства. Вместе с тем, в законе о контрактной системе к СМП фактически приравниваются социально ориентированные некоммерческие организации.
Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства со средней численностью работников, не превышающей сто человек включительно, и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, составляющей до 400 млн рублей.
Как отмечает Константин Михайленко, подавляющая часть клиентов АЭТП - это представители малого бизнеса, которые регулярно обращаются к специалистам нашей компании с вопросами о преференциях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. Первое и основное преимущество - это создание для СМП специальных льготных условий в отдельных случаях, установленных ст. 30 и ч. 15 ст. 44 закона о контрактной системе. Кроме того, уже в следующем году минимум 15% от всех своих закупок государственные и муниципальные заказчики будут обязаны размещать исключительно для СМП. То есть иные организации не будут иметь право участвовать в таких закупках. Главное, чтобы цена контракта не превышала 20 млн рублей (при цене контракта более 20 млн рублей нельзя объявить закупку только для СМП, но СМП участвовать могут).
При этом, в таких специально объявленных закупках максимальный размер обеспечения заявки не может превышать 2% (в то время, как при проведении закупки на общих основаниях обеспечение заявки может достигать 5%). В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, заказчик имеет право все свои закупки объявлять только для СМП.
По нормам сегодняшнего законодательства в сфере госзакупок (Федеральный закон № 94-ФЗ), заказчики обязаны объявлять торги для СМП только в пределах от 10% до 20% и не от всего объема закупок, а от отдельного законодательно установленного перечня. При этом цена такого контракта ограничена 15 млн рублей.
Стоит обратить внимание на то, что озвученный минимум в 15% закупок для СМП могут вообще не соблюдать заказчики в области обороны и безопасности государства, а также атомной энергии. Более того, в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ об Оборонном заказе, в закупках, проводимых для обеспечения обороны и безопасности государства, могут принимать участие только юридические лица, то есть ИП автоматически исключаются.
Помимо указанных выше преимуществ эксперты АЭТП обращают внимание на то, что заказчики будут иметь право прописывать в любом контракте условие об обязательном привлечении субподрядчиков из числа СМП при исполнении контакта победителем закупки, не являющимся СМП.
Чтобы обеспечить практическую реализацию новых возможностей для представителей малого бизнеса, Федеральный закон № 44-ФЗ усиливает всесторонний контроль (как ведомственный, так и общественный) предоставления указанных выше преференций. Так, по итогам каждого года заказчики будут обязаны публиковать в открытом доступе (на сайте zakupki.gov.ru или в ЕИС) свои отчеты о проведенных для СМП закупках. За несоблюдение лимитов закупок для СМП заказчикам и сейчас, и в будущем грозят штрафы в соответствии с КОАП (50 тыс. рублей).
Однако, как считает Константин Михайленко, наряду с положительной динамикой по созданию преференций для СМП в сфере госзаказа есть и нерешенные проблемы и очевидные недоработки законодательной базы.
Так, например, сохраняется проблема подтверждения принадлежности к СМП при участии в закупке, объявленной специально для СМП. Единого реестра СМП по РФ, которым мог бы воспользоваться госзаказчик для быстрой и достоверной проверки соответствия поставщика субъекту малого предпринимательства, до сих пор не существует. При этом из норм Федерального закона № 44-ФЗ следует, что поставщик обязан подтвердить свою принадлежность к СМП, но, к сожалению, в законе не прописано, каким образом это должно происходить: либо посредством предоставления только составленной в свободной форме декларации (что создает риск предоставления недостоверных сведений), либо посредством предоставления специальных документов (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или устава, а также документа, подтверждающего численность работников: например, штатного расписания), что, создает дополнительные трудности при подготовке заявки на участие в закупке. Разрешение данной проблемы сводится как минимум к официальным разъяснениям Минэкономразвития, которые пока отсутствуют в рамках № 44-ФЗ.
Немаловажным аспектом является и то, что со вступлением в силу № 44-ФЗ у всех поставщиков, в том числе и у СМП возрастет потребность, а значит, и затраты на банковские услуги, связанные с обеспечением исполнения контракта. По нормам закона о контрактной системе, заказчик всегда обязан требовать с поставщиков обеспечение исполнения контракта вне зависимости от цены контракта и способа проведения закупки. Исключение составляют только отдельные случаи закупки у единственного поставщика (например: при цене контракта до 100 тыс. рублей), и даже в таких случаях у заказчика сохраняется право выставления данного требования.
Обеспечение исполнения контракта не должно превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта, но и не может быть меньше размера аванса. Данное обеспечение выдается на срок исполнения контракта, при этом заказчик, в соответствии с № 44-ФЗ, может в данный срок включить и гарантийные сроки. За непредоставление обеспечения исполнения контракта поставщика вместе с его учредителями и руководителем включат в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Таким образом, данная компания, а также другие компании, учредителями или руководителем которых являются лица, включенные ранее в РНП, не допускаются к участию в госзакупках на срок, составляющий два года.
Наряду с тотальным требованием обеспечения исполнения контракта Федеральный закон № 44-ФЗ ужесточает и ответственность поставщика за исполнение своих обязательств по контракту. Так, за любое нарушение условий контракта заказчик будет обязан взыскать с поставщика неустойку (размер устанавливается на уровне Постановления Правительства РФ) или пени (размер устанавливается самим заказчиком, но не менее 1/300 от ставки рефинансирования).
Вместе с тем, у заказчика, впрочем, как и у поставщика, появится право на одностороннее расторжение контракта в случае существенных нарушений условий контракта другой стороной, что, в свою очередь, должно усилить ответственность при исполнении договора.
Анализируя нововведения контрактной системы, Константин Михайленко отмечает, что закупок, объявленных только для СМП, станет больше, но для принятия решения об участии в процедурах госзакупок нужно будет досконально изучить рынок, рассчитать свои силы и возможности, заранее позаботиться о финансовом сопровождении.