Бухгалтерская фирма «ДжиАр Аудит» предлагает своим клиентам рассмотреть следующую ситуацию. Индивидуальный предприниматель использует единый налог на вмененный доход, занимается розничной торговлей и на арендованных частях магазина расположены его небольшие торговые точки (2 — 3 кв.м.). При расчете налога он использует показатель — площадь торгового зала. Верно ли определение того, что он использует торговый зал, а не торговую точку? Возможно, верным будет показатель количества торговых мест?
При использовании единого налога на вмененный доход такие понятия как торговое место и торговый зал необходимо различать.
Единый налог на вмененный доход применяется для розничной торговли в павильонах и магазинах, где площадь торгового зала не превышает 150 кв.м., и для объектов стационарной торговой сети, которые не имеют торговых залов. Об этом сказано в НК РФ подп.6, 7 п. 2 ст. 346.26.
Стационарная торговая сеть, которая имеет торговый зал, означает специально оборудованные обособленные помещения для обслуживания покупателей. Тогда ЕНВД будет рассчитываться из расчета показателя площадь торгового зала. Площадь торгового зала это часть магазина, которая специально оборудована для демонстрации товаров и расчета с покупателями. Сюда же относят площадь рабочего места персонала и места для перемещения покупателей. Это может быть площадь торгового зала, которая находится в аренде.
Стационарная торговая сеть без наличия торговых залов должна располагаться в зданиях, которые не имеют специальных оснащенных помещений. Сюда относят ярмарочные и крытые рынки, киоски и другие подобные объекты.
Если розничная точка имеет площадь, не превышающую 5 кв.м., то налог начисляется из показателя количества торговых мест.
Торговым местом является место для осуществления сделок купли-продажи в рознице.
В случае, описанном выше, предприниматель для торговли применяет простые конструкции, которые рассчитаны для работы одного человека с витринами для демонстрации и хранения товаров. Эти конструкции не рассчитаны для доступа покупателей к самим товарам. Отсутствуют признаки торгового зала — место для перемещения посетителей и место для их обслуживания.
Отсюда, точки для розничных продаж, которые оборудовал предприниматель, торговыми залами не являются, им соответствует понятие торговое место.
Налоговые органы рассуждают следующим образом. Если помещение использовано, как магазин или павильон, но в документах не выделена площадь зала, значит, помещение — объект стационарной торговой сети без наличия торгового зала.
Мнение некоторых судов таково, что список объектов с торговыми залами исчерпывающий. Если помещение, где осуществляется продажа, не соответствует «магазину» или «павильону» (эти понятия даны в ст. 346.27 НК РФ), то это торговое место. Следовательно, рассчитывая единый налог, необходимо использовать показатель торгового места.
В качестве заключения следует подытожить. Места для обслуживания покупателей и места для их перемещения имеет только торговый зал. Наличие в зале магазина розничной точки не говорит о том, что можно использовать показатель площади торгового зала при расчете ЕНВД.