В III квартале 2013 года группа компаний RRG провела глобальное исследование рынка сегменте FMCG, в рамках которого выявлен дефицит сетевых магазинов площадью на уровне 500 тыс. кв. м. Это означает необходимость роста сегмента еще примерно на четверть. При этом отдельные торговые сети показывают впечатляющую динамику развития, отмечается в исследовании RRG.
Уникальное исследование всех сетей сегмента FMCG, к которому относятся товары повседневного спроса (продукты, предметы личной гигиены, моющие средства и т.д), закончено в 2013 году группой компаний RRG. В ходе проведения исследования собрана полная база всех сетевых магазинов сегмента FMCG, в которую вошли более 50 сетей с более чем 1800 объектами.
В исследовании группы компаний RRG рассчитана обеспеченность и емкость рынка кластеров и мегакластеров Москвы магазинами сегмента товаров повседневного спроса, с учетом ряда параметров.
Все торговые сети в ходе исследования были классифицированы по таким признакам, как ценовой сегмент (категории: дискаунтер; ниже среднего; средний; выше среднего, премиум), площадь (минимаркет, универсам, супермаркет, гипермаркет городского масштаба, гипермаркет), местоположение (на магистрали 1-го порядка, 2-го порядка, внутри жилого района), формат помещения (отдельно-стоящее здание, встроенное в жилой дом, пристроенное к жилому дому, в составе качественного торгового центра, в составе неконцептуального торгового центра, в составе бизнес центра), по каждому магазину определена торговая площадь. Данные по всем объектам были геокодированы и определены на карте Москвы; на их основе рассчитан целый ряд статистических и аналитических показателей и построены ГИС-карты по кластерам и мегакластерам.
Согласно полученным данным, общая площадь торговых помещений сегмента превысила 1,5 млн кв. м. Тем не менее, только 17 кластеров из 121, или 14% территории столицы, в достаточной степени обеспечены магазинами FMCG либо немного превышают нормальный показатель по этому параметру – 150 кв. м на 1000 жителей. В целом, в Москве отмечается недостаток более чем 500 тыс. кв. м торговых площадей в исследуемом сегменте. А наибольший потенциал развития отмечается в Центральном и Ленинском мегакластерах столицы.
Лидером по количеству торговых точек стала сеть дискаунтеров «Пятерочка» с более чем 400 магазинами в пределах МКАД. Первое место среди FMCG-гипермаркетов занимает сеть «Ашан». Наиболее динамичное развитие в последние годы демонстрирует сеть «Дикси».
«Думаю, в ближайшее время можно ожидать более интенсивного «освоения» крупными сетевыми ритейлерами именно массово застроенных районов. На первый взгляд, на рынке присутствует видимая тенденция десятилетия по развитию известных брендов путем открытия крупных магазинов, в которые люди приезжают для «глобальных закупок». Тем не менее, практически во всех сегментах наблюдается дефицит. Особенно это ощущается в сегменте качественных супермаркетов с широким ассортиментом «фреша», - уверен председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников.
Эксперт отмечает также, что в целом в Москве наблюдается проблема в помещениях и площадках для качественного развития ритейла. Тем не менее, сложная транспортная ситуация и удаленность региональных и суперрегиональных ТЦ от жилых кварталов, сделала более актуальными магазины различных форматов в шаговой доступности, что соответствует кластерной идеологии и подходам новой урбанистики.