Отдела японской культуры «Japan Foundation» приглашает 18 ноября, в 18:00, на лекцию Что такое красота Японии, которая пройдёт в лекционном зале, по адресу: Москва, ул. Николоямская, 1, ВГБИЛ, 4 этаж. Лекцию проведет художник Мияяма Хироаки, чья выставка «Образы Гэндзи Моногатари» проходит в Государственном музее Востока с 15 ноября по 8 декабря в рамках фестиваля «Японская осень 2013».
На лекции вы узнаете:
Рождение «нихонга»
Современность и Япония
Картины до современной эпохи
Что такое красота Японии
«Нихонга», которую принято считать традиционной японской живописью, в действительности появилась в противовес европейской живописи «ё:га», появившейся в эпоху Мэйдзи вместе с хлынувшей в Японию западноевропейской культурой и системой ценностей.
Для сохранения традиционного японского искусства, живопись «нихонга» приняла схожий с европейской живописью вид: произведения нихонга обрамлялись и экспонировались на стенах музея, что символизировало принятие системы ценностей современной эпохи.
Японская живопись до современной эпохи, не относящаяся к «нихонга», являлась предметом домашнего обихода. В эпоху Эдо, когда японская культура достигла пика своего развития, все предметы быта были одновременно несли и декоративную функцию, а среди изделий прикладного искусства той эпохи можно найти множество примеров того, как декоративная нагрузка сильно превзошла функциональную. Картины сохраняли свою функциональность в виде перегородок и ширм, а также свитков-какэдзику.
Принципиальное отличие японского искусства от современного западноевропейского искусства заключается в том, что японские художники не пытаются в своих произведениях отобразить свою индивидуальность. Для японцев традиционным является не подчеркивание индивидуальности, а сохранение гармонии. Выражение собственной индивидуальности означает подчеркивание отличительных черт по сравнению с другими, что ведет к столкновению с окружающими людьми. Отказ от самовыражения означает отсутствие конфликта.
Новая эпоха, начало которой положила Европа, поставила во главу угла индивидуума, в связи с чем важной темой стал поиск индивидуальности и свободы. Поиск собственной индивидуальности непременно ведет к столкновению с чужой индивидуальностью. Нет ли в этом иллюзии, подобной тому, что демократия гарантирует индивидуальность и свободу? Прошло около 60 лет после окончания Второй мировой войны и установления в Японии демократии, однако до сих пор в Японии практически нет людей, воспевающих индивидуальность и свободу. Люди стремятся к сосуществованию с внешним миром и обогащению личности. В данном случае под «внешним миром» подразумеваются и природа и люди, окружающие человека. По сравнению с тем, как поиск индивидуальности вызывает к столкновению со свободой, сосуществование с внешним миром ведет к обогащению личности.
До вторжения новой эпохи, почти на протяжении 1000 лет Япония шла по этому пути. То, что в эпоху Хэйан было доступно только членам аристократии, в эпоху Эдо стало доступным простому народу.
Вероятно, подлинный облик японской красоты спасет мир.
О лекторе:
Хироаки Мияяма
Родился в Токио в 1955 году.
В 1979 году окончил магистратуру университета Цукуба по специальности изобразительное искусство.
В 89-89 гг. в рамках программы Правительства Японии для художников стажировался в США и Бельгии.
С 1997 проводит мастер-классы на Тайване, в Бельгии и в Литве.
В 2007 году вошел в состав жюри Новосибирской биеннале графики.
В 2012 году стал куратором японского павильона Новосибирской триеннале графики.
С 1985 года и по настоящее время проводит частные выставки, а также участвует в международных биеннале и в совместных выставках как на территории Японии, так и за рубежом: Нью-Йорке, Франции, Италии, Голландии, Польше, Бельгии, Португалии, Чехии, России и др.
Его работы входят в коллекции музеев Америки, России (в том числе ГМИИ им.А.С.Пушкина и Государственного музея Востока), Бельгии, Тайваня, Китая и пр.
В настоящее время является главой издательской студии «УЦУСИ», членом Международной ассоциации художников Printsaurus. Преподает на художественном отделении школы Мацудо префектуры Тиба.