24 октября в Москве состоялось заседание Комитета по инновациям и технологическому развитию Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», посвященное вопросам возможного сотрудничества компаний-резидентов Фонда Сколково с предприятиями, входящими в НП «ОПЖТ».
Модератором заседания выступил председатель Комитета по инновациям и технологическому развитию, вице-президент НП «ОПЖТ», заместитель генерального директора по внешним связям и инновациям ОАО «Синара – Транспортные машины» Антон Зубихин. В мероприятии принял участие и.о. старшего вице-президента по развитию и коммерциализации Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Василий Белов.
В заседании приняли участие представители российских и зарубежных компаний. Среди них, в частности, ОАО «НИИАС», ЗАО «Остек-АртТул», ООО «АСиПП», ООО «РобоСиВи», ОАО «ЭЛАРА», ООО «СуперОкс-Инновации», ООО «ДАТАДВАНС», ООО «ВижнЛабс», ООО «ГРАНАТ-Т», ООО «Радио Гигабит», ООО «Научно-технический центр «АПМ», ООО «НеоТех», ООО «Оптоград Нанотех», ООО «ТЭЭМП» и ООО «Эй Ви Энерджи».
Открывая заседание, вице-президент НП «ОПЖТ» Антон Зубихин сообщил, что цель Комитета ОПЖТ – обмен знаниями среди тех компаний, которые занимаются инновационными разработками, а также ведут внедрение новых видов продукции и новых видов производства. «За счет рассмотрения проектов на заседании Комитета мы стараемся задать некий синергетический эффект, познакомить компании между собой, для того чтобы осуществлялась не только разработка новых технологий, но и их коммерциализация», - отметил он.
Так, к примеру, при поддержке Фонда Сколково Центром инновационного развития СТМ был разработан гибридный локомотив ТЭМ9Н SinaraHybrid, который сегодня проходит испытания на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. «Пройдено уже 57% сертификационных испытаний. И до конца года мы планируем получить сертификат соответствия, для того чтобы данный локомотив использовался на сети железных дорог. Это инновационная разработка», - сообщил Антон Зубихин.
По словам и.о. старшего вице-президента Фонда Сколково Василия Белова, для многих «стартапов» самым важным является путь к рынку. Это самая рискованная часть жизненного цикла малого инновационного предприятия. На этом пути большая часть из них отсеивается, что приводит к закрытию проектов. «Сегодня необходимо подумать о создании совместно с ОПЖТ площадки для развития железнодорожного транспорта. Это может внести существенный вклад в поддержку инновационных «стартап»-компаний и проектов. Самое главное, чтобы изобретатели могли обмениваться мнениями, знаниями с промышленными предприятиями, которые в будущем могут поддержать новые проекты», - добавил он.
В ходе заседания участники ознакомились с информацией о системах интеллектуальной навигации транспорта; высокоскоростных беспроводных системах связи с движущимися объектами; современными технологиями складирования; высокомоментными энергоэффективными асинхронными электродвигателями с совмещенными обмостками. Кроме того, рассмотрели системы интеллектуальной навигации транспорта; программный комплекс для предсказательного моделирования сложных инженерных изделий; аппаратно-программный комплекс распознавания и анализа объектов на основе компьютерного зрения; силовые и импульсные кислотные суперконденсаторы с высокими энергетическими характеристиками для применения в рекуператорах для электротранспорта и другие проекты.
«В рамках Объединения производителей железнодорожной техники мы стараемся всегда привлекать внимание к новым разработкам, создаваемым в компаниях в сфере железнодорожного машиностроения. Мы также привлекаем те компании из смежных отраслей, которые занимаются потенциально применимыми в железнодорожной области разработками. Сегодня мы провели заседание, в котором участвовало более 15 компаний-резидентов Фонда Сколково. Прежде всего, из области космических технологий и энергоэффективных технологий. С моей точки зрения, по результатам состоявшегося интересного обсуждения многие компании, не относящиеся к железнодорожной отрасли, нашли свою нишу и установили контакты как с Институтами российских железных дорог, так и компаниями, входящими в ОПЖТ», - отметил вице-президент НП «ОПЖТ» Антон Зубихин.
Ожидается, что следующее заседание Комитета НП «ОПЖТ», посвященное обсуждению инновационных разработок, состоится в декабре.