В России начинается разработка дорожной карты по снижению уровня злоупотребления алкоголем. Цель – выработка комплекса мер и плана их реализации, направленных на снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и на профилактику алкоголизма в нашей стране. Эта инициатива была озвучена участниками круглого стола, который прошел 17 октября 2013 года в пресс-центре РИА Новости.
В работе круглого стола приняли участие: Брюн Евгений Алексеевич – директор Московского научно-практического центра наркологии, главный нарколог Министерства здравоохранения РФ, заместитель главного психиатра Департамента здравоохранения г. Москвы по наркологии, доктор медицинских наук, профессор; SKAR Mariann – генеральный секретарь Европейского Альянса Алкогольной Политики (EuroCare); Погосова Нана (Гоар) Вачиковна – руководитель отдела профилактики внутренних заболеваний ФБГУ ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ, руководитель Федерального Центра здоровья, главный специалист по профилактической медицине Департамента здравоохранения г. Москвы, д.м.н., профессор; Немцов Александр Викентьевич – руководитель отдела ФГБУ "Московский НИИ психиатрии" МЗ РФ, д.м.н., ведущий российский эксперт в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики; Соколов Илья Александрович – заведующий лабораторией бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы», Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), к.э.н.; Миронова Татьяна Владимировна – директор АНО «Национальный центр мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни».
Организатором мероприятия выступила автономная некоммерческая организация «Национальный центр мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни».
Цель разработки дорожной карты – выработка комплекса мер и плана их реализации, с целью снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в нашей стране.
Возглавит разработку дорожной карты главный нарколог Министерства здравоохранения РФ Евгений Алексеевич Брюн, организационные вопросы и формирование рабочих групп возьмет на себя АНО «Национальный центр мониторинга общественного здоровья».
В 2009 г. Правительством РФ была принята Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года. В ней были определены основные принципы и направления решения проблемы злоупотребления алкоголем. Однако, к сожалению, она не стала руководством к действию и центром объединения для тех, кто разрабатывает и реализует меры алкогольной политики.
И как результат, те усилия, которые предпринимаются на федеральном и региональном уровнях нескоординированы, разрозненны, а часть принципов и задач, отмеченных в Концепции, так и остались до настоящего времени нереализованными.
Проведенные АНО «Национальный центр мониторинга общественного здоровья» экспертные и социологические опросы показали, что для того, чтобы политика в области снижения уровня злоупотребления алкоголем была эффективной, необходим, прежде всего, комплексный подход, привлечение к разработке мер реализации алкогольной политики экспертов и ученых в различных областях знаний: не только медиков и наркологов, но и психологов, социологов, педагогов, экономистов.
В своем выступлении Евгений Брюн отметил, что в стране около 2% населения страдают алкоголизмом. Им требуется специализированное лечение у врачей-наркологов. Еще 10% граждан, злоупотребляющих алкоголем – с соматическими расстройствами, они обращаются в обычные поликлиники и не получают специализированного лечения. Эта категория граждан является большой экономической нагрузкой на государство. В рабочих коллективах, преимущественно состоящих из мужчин, до 20% злоупотребляют алкоголем на бытовом уровне, что снижает экономическую эффективность производства и влечет за собой серьезные социально-демографические последствия. Этим людям также необходима помощь, чтобы справиться с проблемой злоупотребления алкоголем. В настоящее время и работодатели и профсоюзы выключены из этого процесса. Необходимо совершенствовать законодательство и активно заниматься пропагандой здорового образа жизни, с привлечением СМИ, профсоюзов и работодателей, а также специалистов-наркологов для создания профилактических программ в организованных коллективах. Наиболее эффективным инструментом профилактики (по данным ВОЗ) является раннее выявление людей с алкогольной зависимостью и вмешательство, так называемое социо-терапевтическое выявление. Все это требует комплексного подхода к разработке соответствующих профилактических мер, что и будет являться одним из важнейших направлений разработки дорожной карты.
Международным опытом по разработке и реализации мер алкогольной политики поделилась Марианн Скар. Она впервые посетила Россию по приглашению Фонда «Единое Общество», который является членом EuroCare и учредителем АНО «Национальный центр мониторинга общественного здоровья».
Марианн Скар рассказала, что в Европе научные и общественные организации проводят большую исследовательскую работу по различным направлениям, связанным с влиянием злоупотребления алкоголем на здоровье, социальные, экономические и демографические проблемы общества и государства. Представители EuroCare, а также другие неправительственные организации, молодежные объединения, экономисты, представители бизнеса, эксперты и ученые принимают активное участие в разработке мер алкогольной политики, как для отдельных стран, так и для Евросоюза в целом.
Участники круглого стола солидарны в том, что основными причинами неэффективности предпринимаемых мер являются отсутствие системности и научно-обоснованного подхода в алкогольной политике, а также отсутствие достоверных данных и систем мониторинга алкогольной ситуации в стране, механизмов оценки уровня потребления алкоголя и динамики изменения этого показателя.
Значительные расхождения статистических данных, например Росстата – 9,5 л чистого алкоголя на человека в год и Минздрава РФ – 15,5 л, можно объяснить высокой долей нелегального алкоголя в общем потреблении. По мнению экспертов, доля нелегального алкоголя может доходить до 50-60% от учтенных розничных продаж и легального производства. Причем, как считают эксперты, самогон и другие производимые населением алкогольные напитки составляют лишь незначительную долю, а основной объем нелегального алкоголя приходится на водку и её суррогаты.
Также важным фактором, влияющим на уровень смертности от причин, связанных с алкоголем, наряду с общим уровнем потребления, является характер потребления. Проще говоря, важно не только – сколько мы пьем, но и как пьем.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) принято такое понятие, как «опасное потребление», уровень которого определяется по 5-ти бальной шкале: 1– умеренный и 5 –тяжелый характер потребления.
Россия имеет самый высокий показатель – 4,7. При оценке уровня опасности (тяжести) потребления учитываются такие параметры как – общий уровень потребления алкоголя на чел/год, структура потребления, а именно – соотношение крепкого алкоголя и слабоалкогольных напитков, потребление алкоголя вне принятия пищи, на улице, одноразовое употребление большого количества алкоголя (до интоксикации) и некоторые другие.
Вполне закономерно, что Россия, с ее высоким уровнем потребления алкоголя, в котором преобладают крепкие напитки, а точнее водка (до – 50-60%, а по данным некоторых экспертов и до 90%), употреблением в подворотне «на троих», а порой и до «потери сознания», уходы в запои, конечно же поднимают нас до самого высоко уровня опасности потребления.
Характер потребления определяет уровень смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя, а, следовательно, влияет на демографическую ситуацию в стране. Это объясняет, почему в странах, которые близки к нам по уровню потребления, Ирландии и Чехии, продолжительность жизни мужчин составляет 73-75 лет, а в России – 63 года.
Все вышесказанное еще раз подтверждает, что политика в области борьбы с пьянством должна быть комплексной и вестись по двум взаимосвязанным направлениям – ограничение доступности и снижение спроса. И пусть в области ограничений ведется пока несистемная работа, но она ведется, а вот в области воспитания, просвещения, формирования культуры потребления алкоголя, работы с молодежью по воспитанию приоритетов здорового образа жизни, работы с семьей – делается очень мало, и в основном на уровне энтузиастов и общественных организаций.
Илья Соколов, заведующий лабораторией бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы», Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара отметил важность экономических аспектов решения алкогольных проблем. «В структуре потребления россиян преобладает крепкий алкоголь, и одной из задач по снижению общего уровня потребления алкоголя – это переориентация с крепких на слабоалкогольные напитки. Осуществить это возможно посредством таких инструментов, как ценовая и акцизная политика, когда государство ценовыми методами стимулирует изменение структуры потребления. Однако доля акциза в цене крепкого алкоголя у нас ниже европейских показателей – 28,8% против 37,5%, но и цена значительно меньше, чем в Евросоюзе. Получается, что акцизная политика носит исключительно фискальный характер, и не несет стимулирующий функции формирования типа потребления в долгосрочной перспективе», – отметил он.
В своем выступлении Александр Немцов обратил внимание на то, что алкогольная политика должна быть комплексной и опираться на полную информацию об алкогольной ситуации в стране. Прежде всего, необходим регулярный мониторинг алкогольной ситуации, что означает – выявлять, во-первых, регионы с тяжелыми алкогольными проблемами, во-вторых, группы населения с наибольшим риском по алкоголю и, в-третьих, источники производства нелегального алкоголя и пути выхода его на рынок. Необходимо определить краткосрочные и долгосрочные цели и задачи алкогольной политики для снижения уровня потребления алкоголя, механизмы воздействия на алкогольный рынок, нелегальный, в первую очередь, сформировать индикаторы эффективности алкогольной политики. Кроме того необходимо обучить врачей первичного звена выявлять среди пациентов тех, кто злоупотребляет алкоголем, наладить противоалкогольное образование молодежи, прежде всего учащихся, и заниматься просвещением и пропагандой здорового образа жизни посредством СМИ и ТВ.
АНО «Национальный центр мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни» учрежден Фондом «Единое Общество». Основное направление деятельности – разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику факторов риска для здоровья граждан России. Наиболее актуальными направлениями профилактики для нашей страны являются: профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, снижение уровня злоупотребления алкоголем, формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Для успешной реализации проекта Центр считает необходимым формирование конструктивного диалога со всем обществом, привлекая к решению этих проблем, прежде всего, представителей научного сообщества, бизнес-структур, государственные и надзорные органы, общественные организации, представителей власти.
Eurocare – это альянс неправительственных общественных медицинских и социальных организаций, работающих по профилактике и снижению вреда, связанного с алкоголем в Европе. Eurocare был образован в 1990 году на базе 9 организаций, занимающихся вопросами влияния алкогольной политики на государства Евросоюза. В настоящее время альянс насчитывает около 55 организаций-членов из 23 стран в Европы, большинство из них являются национальными объединениями. Eurocare не является аффилированным лицом и не получает никакого финансирования от алкогольной отрасли или общественных организаций, связанных с алкогольной отраслью.
Фонд развития социально-информационных проектов «Единое Общество»
Фонд "Единое Общество" занимается разработкой и реализацией проектов, направленных на объединение общественных усилий и инициатив, содействующих гармоничному развитию общества, его духовно-нравственному возрождению.
Большое внимание Фонд уделяет формированию конструктивного диалога между бизнесом и обществом, в частности, проектам по развитию социальной ответственности и корпоративной благотворительности.