НИИ Прикладной Телематики (входит в инновационный СпейсТим холдинг) разработал уникальное для навигационной отрасли решение – систему дистанционного мониторинга состояния сложных инженерных объектов. Решение представлено в рамках IV международной выставки-форума «Дорога», которая проходит с 14 по 17 октября в выставочном центре «Крокус Экспо». Впервые в России инженерами-разработчиками НИИ ПТ осуществлена комплексная интеграция технологий геоинженерии, телекоммуникации, спутниковой навигации Глонасс/GPS с применением метода математического моделирования состояния контролируемых объектов.
Система автоматически в режиме реального времени отслеживает смещение объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и оползневых геомассивов (в постобработке с точностью до 4-5 мм), позволяя не только оперативно реагировать на возникновение нештатных и чрезвычайных ситуаций, но и заранее их прогнозировать, своевременно определять появление дефектов дорожных сооружений.
Система внедрена и успешно отработана на участке федеральной трассы М27 Джубга-Сочи в районе Хостинской эстакады (участок 194-196 км) – наиболее опасном и сложном с точки зрения прочности элементов конструкции. Данный участок дороги имеет стратегически важное значение для бесперебойной и безопасной перевозки грузов и пассажиров в рамках подготовки к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 г. Проект реализован в интересах Федерального дорожного агентства.
Специализированное оборудование позволяет осуществлять мониторинг различных параметров, негативно влияющих на эксплуатацию объектов. Например, проводить трехмерное измерение параметров деформаций, смещений наклонов, вибраций, прогибов элементов конструкций; смещений грунтов; движения грунтовых вод и оползневых массивов на противооползневые сооружения. При отклонении от допустимых заданных параметров система автоматически формирует сообщение о тревоге и передает данные в диспетчерский центр, который, в свою очередь, может оперативно реагировать на внештатные ситуации и принимать необходимые срочные меры. Система также может дополнительно контролировать различные процессы. Например, подключенная к системе метеостанция, сообщает о состоянии окружающей среды, а видеокамеры обеспечивают контроль обстановки на объектах.
По словам разработчиков системы, оперативное управление ситуацией, прогнозирование и анализ, своевременное принятие мер позволят не только предотвратить несчастные случаи и повысить безопасность функционирования сложных инженерных сооружений дорожной сети, но и существенно сократить расходы на эксплуатацию объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.
По результатам экспертизы, проведенной Институтом системного анализа РАН, внедрение системы контроля деформаций и смещений обеспечивает дорожно-эксплуатирующим организациям и службам 15% экономию за счет снижения затрат при проведении ремонтно-восстановительных работ.
«Внедрение системы деформаций и смещений – инновационный проект, аналогов которому нет в России. В Сочи создан уникальный экспериментальный полигон для обработки программно-технических средств, математических моделей и методического аппарата по автоматизированному высокоточному мониторингу сооружений объектов дорожного хозяйства. Отработанные технологические решения могут тиражироваться и применяться для построения региональных и ведомственных автоматизированных систем любой сложности и архитектуры в интересах различных ведомств в целях обеспечения безопасности», - отметил в рамках выставки генеральный директор «НИИ ПТ» Виталий Полторацкий.
IV международная специализированная выставка-форум «Дорога» проходит в выставочном центре «Крокус Экспо» с 14 по 17 октября 2013 г. при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства «Росавтодор», Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Некоммерческого Партнерства дорожных проектных организаций «Родос», Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Ежегодно собирая лучших специалистов дорожной отрасли, «Дорога» 2013 г. представила 200 компаний-участников из 28 регионов России и 15 зарубежных стран (Белоруссии, Украины, Финляндии, Нидерландов, Чехии, Китая, Тайваня, Германии, Кореи, Греции, Индии Австрии, США, Швейцарии и Канады).