Российский рынок бытовой техники по темпам роста - один из лидеров среди товаров народного потребления. По данным конференции «Рынок бытовой техники в России и за рубежом», состоявшейся в 2012 году в Москве, индекс потребления бытовой техники и электроники в России выше своего американского или западноевропейского аналога. Из отечественных трендов стоит отметить, что по потреблению малые города активно составляют конкуренцию Москве и Санкт-Петербургу и другим городам-миллионникам, чья совокупная доля составляет лишь 40% рынка России.
По данным аналитической компании IndexBox, по обороту розничных продаж пылесосы являются лидирующей категорией (почти 30 млрд руб); далее следуют электрочайники (больше 15 млрд руб) и утюги (почти 14 млрд руб). В натуральном выражении продажи бытовых пылесосов в 2011 г составил почти 6 млн. шт., что на третьем месте поле электрических бытовых чайников и утюгов.
На отечественном рынке представлены электропылесосы как российского, так и импортного производства. Доминирует, однако, продукция импортного производства, которая составляет более 60%. Подобная тенденция наблюдается с 2005 года, и по прогнозам компании BusinesStat, сохранится до 2014 года.
Основными производителями пылесосов являются такие компании, как ELECTROLUX, SIEMENS, BOSCH, SAMSUNG, MIELE, KARCHER, HYLA, LG и другие. По оценкам MOST Marketing, пятерке ведущих брендов в денежном выражении принадлежит 83% российского рынка, среди них - SAMSUNG (30%), LG (27%), ELECTROLUX (12%).
Рынок пылесосов состоит из двух основных сегментов: пылесосы для сухой уборки и моющие пылесосы. По данным института маркетинговых исследований GfK, около 90% рынка занимают цилиндрические пылесосы для сухой уборки, растет доля моющих пылесосов.
Как правило, производимые в РФ пылесосы выпускаются по лицензиям зарубежных компаний и с использованием иностранных комплектующих изделий. В 2009 году объем произведенных электропылесосов превысил 75%.
Если обратиться к данным Росстат, то мы увидим рост продаж бытовых пылесосов с 2005 по 2008 гг на 25,2% (с 3929 до 4919 штук). В кризисный 2009 год продажи упали до уровня 2005 года, что можно считать вполне незначительным при условиях экономической ситуации в стране. Но уже в 2010 году продажи снова возросли, превысив показатели 2008 года на 0,6%.
Интересно, что на наличие бытовой техники (в частности, пылесосов) в домохозяйстве влияет количество детей в семье (по данным Росстат). Так как пылесос не является товаром первой необходимости, то чем больше детей в домохозяйстве, тем меньше домохозяйств обзаводятся пылесосами. Так, в период 2007-2008 гг, из 100 домохозяйств с одним ребенком в возрасте до 16 лет – 92% домохозяйств имели в пользование электропылесос. Из 100 домохозяйств с двумя детьми имели пылесосы только 89% и 85% семей соответственно; с тремя детьми имели пылесосы 74% и 76% домохозяйств соответственно; с четырьмя и более – 56% и 68% семей.
По данным компании BusinesStat, общая численность пылесосов в домохозяйствах России за период 2005-2009 гг выросла до 47,94 млн. штук. По прогнозам, количество пылесосов достигнет порядка 52,62 млн. штук.
Динамика продаж пылесосов в России в 2005-2007 гг была положительной. Однако в 2009 г продажи снизились на 17,5% по сравнению с предыдущим годом. Причиной снижения стал финансовый кризис в стране: замораживание зарплат, безработица, снижение объемов потребительского и ипотечного кредитования, высокий уровень инфляции, замедление темпов жилищного строительства повлияли на покупательскую активность.
По оценкам компании BusinesStat, в 2010-2014 гг продажи пылесосов будут увеличиваться вслед за растущим спросом на 3,2-4,9% в год, а доля импортной продукции будет колебаться в пределах 67-79% от всего объема предложения. Рост продаж электропылесосов будет обусловлен снижением уровня безработицы, ростом доходов населения, реализацией отложенного спроса, а также первичным потреблением техники во вновь образованных домохозяйствах.